В процессе эксплуатации машины может возникнуть перегрев или переохлаждение двигателя. При перегреве уменьшается наполнение цилиндров и повышается их износ, возникает детонация и калильное зажигание, образуется нагар, повышается угар масла. Переохлаждение приводит к снижению экономичности двигателя, осмолению системы вентиляции, повышению жесткости работы и износа цилиндропоршневои группы вследствие смывания и разжижения смазки в картере топливом или повышению вязкости смазочных материалов под влиянием низких температур (особенно в период пуска).

Температура охлаждающей жидкости в открытых системах охлаждения должна быть 80...95°С, а в закрытых 100... 105°С. Поэтому основная задача технического обслуживания системы охлаждения - обеспечить поддержание наивыгоднейшего теплового режима двигателя.

Перегрев двигателя происходит (при исправных системах питания, зажигания и смазки) в результате недостатка охлаждающей жидкости в системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора при слабом его натяжении, а также в результате замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе охлаждения, при нарушении работы термостата и износе крыльчатки водяного насоса.

Переохлаждение двигателя возможно при неисправном термостате или постоянно открытых жалюзи.

При низких температурах воздуха жалюзи прикрывают и надевают утеплительный чехол.

Герметичность системы охлаждения проверяют внешним осмотром и опрессовкой. Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутов. О течи сальников водяного насоса свидетельствует подтекание воды через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

Попадание в картер двигателя воды происходит при износе уплотнителей водяного насоса, т. е. необходимо их заменить.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью специального приспособления. Причем необходимо учитывать, что при слабом натяжении ремни будут бить о шкивы, а значит, быстро изнашиваться. Кроме того, буксование, снижая частоту оборотов вентилятора, вызывает перегрев двигателя. Слишком сильное натяжение вызывает высокие напряжения в подшипниках и ремнях.

В двигателе Д-160Б натяжение ремней регулируют натяжным роликом 2 и винтом 9, ввернутым в ось головки одного из двуплечих рычагов. Ремень генератора натягивают, поворачивая генератор 5, отпустив предварительно болт крепления планки 7. В двигателе ЗИЛ-645 регулирование натяжения ремней производится перемещением натяжного ролика 2, шкива генератора 13 и шкива насоса гидроусилителя 75. От шкива вентилятора 14 приводится в действие шкив компрессора 72.

Эффективность действия радиатора лучше всего оценивать по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, который должен составлять 8 ... 12 °С. Также определяется засорение трубок радиатора и образование накипи.

Рис. Регулировка натяжения ремней вентилятора и генератора двигателей Д- 160Б(а)иЗИЛ-645(б): 1 - ремень вентилятора; 2 - натяжной ролик; 3 - кронштейн ролика; 4 - кронштейн генератора; 5 - генератор; 6 - болт крепления; 7 - планка; 8 - ремень генератора; 9 -регулировочный винт; 10- шкив вентилятора; 11 - шкив коленчатого вала; 12 - шкив компрессора; 13 - шкив генератора; 14- шкив вентилятора и жидкостного насоса; 15 -шкив насоса гидроусилителя

В процессе эксплуатации машины на стенках полости охлаждения откладывается накипь, что ухудшает теплообмен и ведет к перегреву двигателя, а также потере мощности, увеличению расхода топлива, возникновению детонации, выгоранию масла и интенсивному изнашиванию цилиндропоршневой группы. Накипь образуется вследствие отложения на поверхности нагретого масла солей кальция, магния и других соединений. Поэтому жесткую воду, применяемую для охлаждения двигателя, необходимо смягчать (удалять соли кальция и магния).

Существует несколько способов смягчения воды: кипячение в течение 30... 40 мин, добавление технического трилона и химический способ с использованием специальных очистных установок. Не рекомендуется заливать в систему охлаждения воду, содержащую хлор или сернокислые соли, так как они вызывают разрушение латунных трубок радиатора.

Накипь из системы охлаждения удаляют при техническом обслуживании, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии (окиси железа и алюминия). Для чего в систему охлаждения заливают раствор: на 1 л воды 20 г технического трилона. В течение 4 ... 5 дней этот раствор ежедневно меняют. После окончания промывки систему заливают раствором: 2 г трилона на 1 л воды. Для удаления накипи в двигателях с чугунными головками цилиндров используют раствор: 1 кг кальцинированной соды и 0,8 л керосина на 10 л воды. Пустив двигатель, прогревают его 20...28 мин и оставляют раствор в системе на 10 ч, после чего еще раз прогревают двигатель в течение 20... 25 мин, а затем сливают раствор и промывают систему. Для двигателей с головками и блоком из алюминиевого сплава применяют хромник или хромовый ангидрит (200 г на 10 л воды). После 15...20 мин работы двигателя сливают раствор и промывают систему в направлении, обратном циркуляции.

В целях предохранения системы охлаждения от замораживания и обеспечения надежной эксплуатации применяют антифризы (водяные растворы этиленгликолевой жидкости) TOCOJI-A40M и ТО-COJI-A65M. В случае понижения уровня антифриза в системе вследствие испарения можно доливать в нее дистиллированную воду (система должна быть заполнена на 92... 95 % емкости). При сильном помутнении антифриз заменяют.

При техническом обслуживании системы охлаждения проверяют уровень охлаждающей жидкости, нет ли подтекания, а также состояние и натяжение приводных ремней, а при необходимости производят регулировку, смазывание подшипников вентилятора и натяжного ролика.

Промывку системы охлаждения производят при сезонном обслуживании.