Признаками неудовлетворительного технического состояния топливной аппаратуры являются затрудненный пуск двигателя, его неустойчивая жесткая со стуками работа, дымность отработавших газов, неизменность частоты вращения коленчатого вала, снижение мощности и повышенный расход топлива.

Неисправности в системе питания определяются отказами и повреждениями приборов и топливопроводов магистралей низкого и высокого давления.

К основным неисправностям магистрали низкого давления относятся нарушение герметичности или засорение топливопроводов и фильтров, а также нарушение работы насоса низкого давления, приводящее к недостаточной подаче топлива к насосу высокого давления. Так как в магистрали между топливным баком и подкачивающим насосом при работе двигателя возникает разрежение, то даже небольшая неплотность какого-либо соединения приводит к подсасыванию в топливопровод воздуха, вызывая не устойчивость работы двигателя, а при увеличении нагрузки резкое снижение оборотов.

Для определения наличия воздуха в топливоподводящей системе необходимо запустить двигатель и при минимальных оборотах холостого хода отвернуть пробку на фильтре тонкой очистки. (В двигателе Д-160Б необходимо также открыть продувочные вентили и вентили на секциях топливных насосов высокого давления -ТНВД.) После этого проворачивают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем до тех пор, пока топливо не начнет выходить из отверстий продувочных вентилей сплошной непрерывной струей без воздушных пузырьков, свидетельствующих о наличии воздуха в системе.

При загрязнении топливопроводов и фильтров магистрали низкого давления снижается давление топлива на входе в насос высокого давления. Если оно ниже допустимого предела (при герметичных соединениях), необходимо промыть фильтрующие элементы и проверить работу подкачивающего насоса низкого давления.

Неисправности насоса низкого давления вызывают падение его производительности и затрудняют пуск и работу двигателя. О нарушении работы подкачивающего насоса судят по интенсивности вытекания топлива при кратковременном ослаблении крепления трубки, подводящей топливо к фильтру тонкой очистки. Неинтенсивное вытекание топлива указывает на низкое давление, развиваемое насосом. В этом случае проверяют: состояние клапанов (впускного и нагнетательного) и клапанных гнезд подкачивающего насоса; надежность уплотнения прокладки насоса ручной подкачки топлива; износ стержня толкателя и отверстия в корпусе подкачивающего насоса; состояние пружины поршня.

Неисправность насоса ручной подкачки можно определить, установив на его место пробку клапана: если подкачивающий насос при этом будет работать лучше, значит насос ручной подкачки неисправен.

Неисправность насоса высокого давления и форсунок затрудняет пуск двигателя, вызывает перебои и неравномерность в работе цилиндров, потерю мощности двигателя, также при этом не регулируется частота вращения коленчатого вала.

Пуск двигателя затрудняется в результате износа плунжеров, гильз и нагнетательных секций насоса, поломки пружин плунжеров и нагнетательных клапанов, а также при понижении давления впрыска форсунки вследствие потери упругости пружин штоков, разработки сопловых отверстий форсунок и нарушения регулировки насоса.

Перебои и неравномерность в работе цилиндров двигателя связаны с неравномерностью подачи топлива нагнетательными секциями насоса, неправильной регулировкой форсунок, зависанием нагнетательных клапанов, ослаблением соединений трубопроводов высокого давления и неисправностью всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала.

Потеря мощности двигателя происходит в результате недостаточной подачи топлива, неправильной регулировки насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала.

Дымность отработавших газов повышается при излишней подаче топлива секциями насоса высокого давления, нарушении угла опережения впрыска, снижении давления открытия форсунок, заедании иглы и увеличении отверстий распылителя форсунок. Голубоватый оттенок отработавших газов свидетельствует о нарушении процесса распыливания топлива.

Исправность форсунки проверяют, ослабив гайку топливопровода и на малой частоте вращения коленчатого вала наблюдая за работой двигателя. Если частота вращения коленчатого вала при этом не меняется, а дымность уменьшается, то форсунка неисправна. Проверять давление начала впрыска топлива можно максимет-ром или эталонной форсункой.

Регулировку ТНВД рассмотрим на примере двигателя Д-160Б, для чего приведем порядок проверки угла опережения подачи топлива без снятия топливного насоса. Отсоединив секцию первого цилиндра от трубки высокого давления, навернуть на нее момен-тоскоп. Снять крышку кожуха муфты сцепления для обеспечения возможности наблюдения за делениями на наружной поверхности маховика и указателем на кожухе муфты сцепления. С помощью рукоятки ручного пуска двигателя медленно прокручивать коленчатый вал дизеля до полного удаления пузырьков воздуха из трубки моментоскопа.

В момент начала движения топлива (мениска) в стеклянной трубке метка «ВМТ-4Ц» на ободе маховика не должна доходить до острия указателя на угол (23 ± 1)°. Затем, поворачивая маховик на 180°, проверяют момент начала подачи топлива остальными секциями (в порядке работы цилиндров 1-3-4-2). Незначительно подрегулировать угол опережения подачи топлива (до 4°) можно хвостовиком толкателя, поворот которого на ‘/6 оборота (одну грань) примерно соответствует изменению угла на 1 ... 1,2° поворота коленчатого вала двигателя.

Равномерность подачи ТНВД регулируют при уменьшении его производительности по сравнению с номинальной более 5 % и увеличении более 7 %.

Таблица. Нормы дымности отработавших газов автомобилей

Режим измерения дымности

Предельно допустимое значение дымности, м~ (%)

Присвободномускорении

1,18(40)

дизелей без турбонаддува

То же, с турбонаддувом

1,61 (50)

При максимальной частоте

0,38(15)

вращения холостого хода

Если неравномерность подачи превышает 12%, ТНВД регулируют на стенде, если же она не более 12%, а производительность элементов ТНВД выходит за пределы допустимых значений, подачу регулируют непосредственно на двигателе. Равномерность подачи топлива достигается поворотом плунжера, связанного с поворотной втулкой, относительно зубчатого венца (при ослабленном стяжном винте). В зависимости от конструкции ТНВД подача регулируется винтом пусковой подачи или регулировочной муфтой.

Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей включает в себя проверочные и контрольно-регулировочные работы и устранение неисправностей по заявкам машинистов (водителей).

Техническое обслуживание топливного бака и фильтров грубой очистки топлива заключается в периодическом сливе отстоя топлива, очистке и промывке корпусов и фильтрующих элементов.

Необходимо также проверять крепление и герметичность всех элементов системы питания, заменять сменные фильтрующие элементы, проверять пуск и работу двигателя, работу ТНВД, регулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода и проверять работу регулятора частоты вращения.

Дымность отработавших газов должна контролироваться у всех самоходных машин и стационарных агрегатов. Основными факторами, обуславливающими повышение уровня дымности сверх допустимых значений (табл. 7.2), являются ухудшение технического состояния дизеля и нарушение регулировочных показателей его систем и механизмов, особенно топливной аппаратуры.