Возникающие в системе питания карбюраторного двигателя при эксплуатации неисправности нарушают его работу, снижают мощность и повышают расход топлива.

Основные признаки неисправностей: двигатель не запускается, неустойчиво работает при минимальной частоте вращения на холостом ходу, не развивает полной мощности, повышенный расход топлива.

По характеру проявления неисправности системы питания можно разделить на четыре группы:

прекращение или недостаточность подачи топлива в карбюратор;

переобеднение горючей смеси;

переобогащение горючей смеси;

подтекание топлива и подсос воздуха в систему.

Прекращение или недостаточная подача топлива в карбюратор возможны при засорении топливопроводов и фильтров, повреждении или потере упругости диафрагмы, неплотном прилегании клапанов топливного насоса, засорении топливных жиклеров, заедании или поломке воздушного клапана в пробке топливного бака, замерзании воды в баке, отстойниках и топливопроводах, низком уровне топлива в поплавковой камере карбюратора. Износ и загрязнение впускного и выпускного клапанов насоса чаще всего вызывают уменьшение его производительности. При поломке пружин клапанов насос полностью не работает.

Засорение топливных фильтров частично или полностью нарушает подачу топлива к карбюратору. Это же происходит при замерзании воды в баке, топливопроводах и отстойных фильтрах.

Образование переобедненной горючей смеси вызывает вспышки (хлопки) в карбюраторе вследствие ее медленного горения, при этом снижается мощность, приемистость, двигатель перегревается, расход топлива возрастает.

Образование переобедненной смеси может быть вызвано уменьшением подачи топлива в карбюратор, низким уровнем топлива в поплавковой камере, засорением жиклеров главного и холостого хода, подсосом воздуха в местах соединения трубопроводов.

Образование переобогащенной горючей смеси вызывает повышенное дымление, двигатель перегревается, на деталях цилиндропоршневой группы и свечах образуются значительные отложения нагара, мощность падает, увеличивается расход топлива, разжижается масло в картере.

Образование переобогащенной горючей смеси может быть вызвано повышением уровня топлива в поплавковой камере, разработкой жиклеров, износом или негерметичностью клапана экономайзера, неправильной регулировкой винта качества смеси в карбюраторе, засорением воздушных жиклеров.

Подтекание топлива и подсос воздуха в систему питания обуславливают переобеднение горючей смеси, приготавливаемой карбюратором. Основными причинами подтекания топлива являются негер-метичность соединений трубопроводов и образование в них трещин.

При техническом обслуживании системы топливоподачи проверяют герметичность топливного бака, топливопроводов, топливоподкачивающего насоса, карбюратора, игольчатого клапана поплавковой камеры и клапана экономайзера. Регулировку карбюратора на малую частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода с целью обеспечения минимального расхода топлива при переходе двигателя с холостого хода на работу под нагрузкой производят следующим образом.

На предварительно прогретом двигателе (до температуры охлаждающей жидкости 75... 95 °С), перед его пуском и началом ре гулировки заворачивают до упора винты 2 качества горючей смеси, а затем отворачивают каждый на 2,5 или 3 оборота (в зависимости от конструкции карбюратора). После этого двигатель пускают и вращением упорного винта 1 дросселя добиваются наименьшей устойчивости частоты вращения коленчатого вала. Затем постепенно заворачивают один из винтов 2, пока двигатель не начнет работать с перебоями, после чего отворачивают его на 1/2 оборота. То же проделывают со вторым регулировочным винтом 2. Далее уменьшают частоту вращения коленчатого вала упорным винтом 1. Эти операции повторяют до тех пор, пока поворот какого-либо винта 2 не приведет к увеличению частоты вращения коленчатого вала.

Рис. Регулировка системы холостого хода: 1 - упорный винт дросселя; 2 - винты качества

Для проверки регулировки карбюратора нужно резко открыть и закрыть дроссель. При этом двигатель не должен остановиться. По окончании проверки измеряют содержание окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах.

При профилактической проверке и регулировке двигателей автомобилей концентрация вредных веществ в отработавших газах должна быть в пределах значений, установленных предприятием -изготовителем и регламентируемых ГОСТ 17.2.2.03-87.

Уровень топлива в поплавковой камере может изменяться из-за негерметичности поплавка, а также вследствие неправильной установки, заедания или негерметичности игольчатого клапана. Проверяют его следующим образом. В карбюраторах, имеющих контрольную пробку, при работе двигателя на холостом ходу отворачивают ее и через контрольное отверстие наблюдают за уровнем топлива. При нормальном уровне топливо находится у нижнего края этого отверстия, но не вытекает из него. Изменение уровня топлива достигается изменением числа прокладок под корпусом игольчатого клапана. Уровень топлива в поплавковой камере некоторых карбюраторов контролируется через смотровое окно, а его регулировка производится подгибанием язычка на рычажке поплавка.

Проверку снятого карбюратора можно проводить на специальной установке, а также можно не снимать его с двигателя, используя принцип сообщающихся сосудов. Для чего при неработающем двигателе отворачивают пробку под одним из жиклеров и вместо нее вворачивают штуцер с резиновым шлангом и стеклянной трубкой, установив которую вертикально, замеряют расстояние от плоскости разъема поплавковой камеры карбюратора до уровня топлива в самой трубке.

Пропускная способность жиклеров проверяется под напором воды (1 м в минуту при температуре 20 °С) с использованием приборов с абсолютным и относительным измерениями. Жиклеры, не соответствующие техническим условиям, заменяют новыми.

В топливном насосе проверяют максимальное давление, скорость падения давления после прекращения его работы, производительность за 10 ходов привода и число ходов, необходимых для подъема топлива на высоту 400 мм, а также герметичность клапанов.

При ТО-1 сливают отстой из топливных баков (около 3 л) и корпусов фильтров (1,15л) через отверстия сливных пробок. При ТО-2 снимают фильтры очистки топлива и сетку топливного бака, разбирают, тщательно промывают внутренние поверхности корпусов и сетку чистым бензином или дизельным топливом и заменяют фильтрующие элементы новыми.