Теперь на рынке есть много систем, которые обеспечивают водителя навигационным руководством: показывают текущее положение автомобиля и как лучше всего проехать к месту назначения. Много японских систем (хотя только для японского рынка) обеспечивают водителей другой отобранной информацией и развлечениями.


Принципы «автоматической» навигации теперь хорошо разработаны, и конкурирующие системы отличаются друг от друга только в деталях аппаратных средств ЭВМ и программного обеспечения. Географическая информация сохранена на CD-ROM (и совсем недавно на DVD), позволяя обновляться по мере необходимости, а также позволяя переключаться между различными областями для длинных поездок. Положение транспортного средства определяется с помощью спутниковых данных Глобальной Системы Расположения (GPS). Система GPS должна постоянно пересчитывать положение автомобиля после попадания в «мертвые точки» (например, тоннели или области «радиотени» в больших городах).


Другие средства обслуживания могут быть добавлены к основной навигационной концепции. Вероятно, наиболее полезное — способность принимать информацию в реальном масштабе времени от информационных систем движения или предупреждать водителя, или даже позволять навигационной системе автоматически повторно вычислять самый короткий маршрут, если пробка или затор начинает затрагивать ранее рассчитанный маршрут. Почти безграничный диапазон информации может быть получен и показан навигационной системой, вообще «где самый близкий?» объект (свободное место стоянки, гостиница, станция обслуживания, больница, поле для гольфа...). Фирма Renault, которая работала с Philips над созданием ряда Carminat навигационных систем, планирует сделать доступной информацию Guide Michelin.


Основная проблема со всеми существующими системами в большей или меньшей степени — это трудность их программирования — ввода нового назначения — быстро и легко. Современные системы главным образом используют самое простое возможное устройство ввода, которое может иметь не больше, чем пару двухсторонних переключателей, но которые вынуждают пользователя просматривать и выбирать из ряда меню.


Были предложены и другие подходы, включая технологию чувствительного экрана, trackball-and-cursor, или даже способность подключать микрокомпьютер в навигационную систему. Это — то направление, где распознание голоса может, в конце концов, дать лучшее решение.


Большинство экспертов теперь соглашается, что для важной информации лучше иметь дисплей — большой, яркий и четкий — высоко на приборной панели так, чтобы водитель мог видеть его без того, чтобы смотреть вниз и далеко от дороги. Самые последние дисплеи сильно улучшены и используют или TFT (пленочную) или продвинутую LCD технологию, как в ноутбуках или «laptop». Продолжаются исследования улучшения способа представления визуальной информации как карты или упрощенной диаграммы; интересная система, разработанная фирмой Nissan и ее партнерами, — дисплей «Birdview». Birdview показывает автомобиль, прогоняя его через упрощенный пейзаж по расчетному маршруту, как его видно сверху и позади транспортного средства.


Самые современные навигационные системы предлагают некоторую форму речевого управления, которое пользователи находят полезным. Тщательная разработка позволила речевому управлению избежать некоторых из ожидаемых ловушек в сложных ситуациях (особенно в больших европейских городах) где усложнены развязки и дорожное движение нерегулярно. В системах, предназначенных для продажи в пан-европейских странах, система «голос» должна быть многоязычной. На практике добиться этого не составляет труда.