Если поезд проследует светофор с красным огнем, то вследствие отсутствия кодов в РЦ на локомотивном светофоре загорится красный огонь. Белый огонь на локомотивном светофоре загорится при выходе состава на некодируемые пути или в случае прекращения подачи кодов Ж или 3 по мере приближения поезда к светофору с разрешающим показанием.

Чтобы обеспечить безопасность движения поездов и предупредить проезд закрытых светофоров или открытых с недопустимой скоростью, в системе АЛСН применены контроль превышения скорости и проверка бдительности машиниста. В дешифраторе имеется контрольный орган КО, в котором помещены реле контроля скорости КС, реле бдительности Б, реле рукоятки бдительности РБ. Для проверки бдительности машиниста установлена РБ.

В зависимости от показании проходного светофора контролируются следующие скорости движения: на зеленый огонь допускается максимальная скорость vmdX, которая устройствами АЛСН не ограничивается; на желтый огонь - скорость гж; проследование светофора с желтым и движение на красный огонь допускается со скоростью v которая не должна превышать 50 км/ч; проследование светофора с красным огнем - со скоростью не выше 20 км/ч.

Для контроля превышения скорости на локомотиве имеется сравнивающее устройство СУ, в котором сравнивается фактическая скорость Уф, измеряемая скоростемером СК, с допустимой гд, которая определяется при дешифрировании кодового сигнала, поступающего из РЦ. Если будет превышена контролируемая скорость, то устройства автостопа произведут автоторможение поезда. Чтобы предотвратить действие автостопа, машинист должен предварительно снизить скорость и не допустить ее превышения при появлении на JIC желтого огня, желтого огня с красным или красного огня.