При механизации в горочную централизацию включают стрелки распределительной зоны и устанавливают вагонные замедлители, с помощью которых оператор тормозит хороших бегунов, не допуская нагона ими плохих, а при входе на подгорочные пути исключает «бой» вагонов.

Механизация торможения началась с размещения замедлителей на первой тормозной позиции 1ТП. Опасный и тяжелый труд регулировщика скорости движения вагонов был частично механизирован. Затем замедлители были установлены на второй тормозной позиции ПТП после первой стрелки. Есть сортировочные горки с замедлителями на третьей ШТП и даже на IV тормозных позициях.

Однако средств механизации оказалось недостаточно для переработки возрастающего вагонопотока, и потребовалась полная автоматизация процесса расформирования составов.

Автоматизацию процесса расформирования составов на горке осуществляют следующие системы: горочная автоматическая централизация (ГАЦ), которая обеспечивает автоматический перевод стрелок по маршруту следования отцепов; автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов (АРС), которое автоматизирует процесс торможения и обеспечивает необходимые интервалы между скатывающимися отцепами; горочное оперативное запоминающее устройство (ГОЗУ), которые позволяют накапливать и запоминать программу следования каждого отцепа для нескольких составов; автоматическое задание скорости роспуска (АЗСР), которое позволяет вести роспуск состава с переменной скоростью, что повышает перерабатывающую способность горки; телеуправление горочным локомотивом (ТТЛ), обеспечивающее регулирование скорости надвига состава на горку без участия машиниста.