К началу XXI века все сортировочные станции, имеющие горки, оборудованы автоматизированной системой управления сортировочной станцией (АСУ СС), но существующие системы и устройства автоматизации сортировочной работы не могут собирать и передавать информацию в АСУ СС в реальном времени. Поэтому информация в АСУ СС передается вручную.

В соответствии с Концепцией развития механизации и автоматизации технологических процессов сортировочных станций до 2005 года создано новое поколение микропроцессорных систем, которые обеспечивают автоматизацию и механизацию практически всех технологических операций по расформированию и формированию составов на сортировочных станциях.

При полной автоматизации на сортировочной горке устанавливают вагонные замедлители на трех тормозных позициях:

• первую тормозную позицию 1ТП устраивают на скоростном уклоне до первой разделительной стрелки. С помощью этой позиции производится интервальное торможение',

• вторую тормозную позицию НТП размещают на тормозном уклоне перед разделительной стрелкой каждого пучка путей. На этой позиции производится в основном прицельное торможение для обеспечения пробега отцепа по своему маршруту следования;

• Третью тормозную позицию ШТП располагают в начале каждого подгорочного парка для обеспечения прицельного торможения на данном пути.

Автоматизация торможения ликвидирует тяжелый и опасный труд регулировщиков скорости движения отцепов, исключает необходимость осаживания вагонов для ликвидации «окон» между ними, возникающих при ручном торможении.

Расформированием поездов руководит маневровый диспетчер. В станционном технологическом центре обработки поездной информации и перевозочных документов выполняются: обработка данных по составам и составление на них сортировочных (натурных) листов, номерной учет накопленных вагонов на путях парка СП, обработка информации на прибывающие поезда, передача информации на отправляемые поезда, учет вагонного парка станций.