СПД базируется на технологиях передачи данных с пакетной коммутацией (протокол Х.25) по аналоговым каналам передачи и ретрансляции кадров (Frame Relay) по высокоскоростным цифровым каналам. СПД представляет собой совокупность специализированных программно-аппаратных средств передаче данных (коммутаторов и аппаратуры передачи данных) и каналов передачи (аналоговых и цифровых), обеспечивающих услуги по достоверной передачи данных между абонентами, подключенными к сети. СПД должна объединить в единую сеть дорожные сети передачи данных и сеть передачи данных ГИВЦ.

Взаимодействие региональных СПД между собой должно обеспечиваться через региональные и главные узлы или по цифровым каналам передачи данных со скоростью до 2048 кбит/с с использованием технологии Frame Relay.

На нижнем уровне СПД отделения дороги создаются СПД АСУ (АСОУП, СФТО, «Экспресс-2» и др.) и сеть автоматизированной системы сбора оперативных данных, предназначенная для автоматического съема данных с контролируемых технических объектов - источников первичной информации, находящихся на станциях и перегонах.

Обеспечение информационной безопасности в СПД железнодорожного транспорта - один из важнейших элементов комплексной безопасности МПС России и государства в целом.

Проблема информационной безопасности в сети выходит за рамки задач сетевой операционной системы. Назначение систем информационной безопасности сети: защита от несанкционированных доступа и модификации информации, восстановление информации после разрушений. Функции систем информационной безопасности: аутентификация, разграничение доступа, защита на сетевом уровне. В настоящее время ни одна операционная система не способна с достаточной степенью безопасности защитить критически важные данные без дополнительных продуктов или специальных разработок.