Увеличение объемов перевозок грузов и пассажиров, совершенствование технологических процессов работы транспорта выдвигают новые требования к устройствам железнодорожной радиосвязи. Ростом этих требований была вызвана разработка единой системы технологической радиосвязи «Транспорт», охватывающей несколько типов различных радиостанций (стационарных, возимых и носимых), вспомогательное оборудование и контрольно-измери-тельные средства.

Одной из основных составных частей устройств радиосвязи являются колебательные контуры, которые служат для возбуждения колебаний переменного тока высокой частоты. В реальных колебательных контурах, применяемых в устройствах радиосвязи, в катушке индуктивности, конденсаторе и проводах, соединяющих их, возникают необратимые потери энергии и колебательный процесс в таком контуре через некоторое время затухает. Такие колебания носят название затухающих.

Чтобы получить в контуре незатухающие колебания, необходимо периодически восполнять потери энергии от постороннего источника - генератора сигналов высокой частоты G (рис. 21.2, а). Для излучения электромагнитных волн в окружающее пространство используют открытый колебательный контур. Его можно создать из замкнутого, наращивая расстояние между обкладками конденсатора и одновременно увеличивая их поверхность так, чтобы емкость его не изменялась (рис. 21.2, б). При этом электрическое поле будет возрастать. Чтобы увеличить магнитное поле катушки индуктивности, ее проводник следует выпрямить и соответственно увеличить его длину так, чтобы он обладал такой же индуктивностью, как и катушка. В результате будет получена система, которую можно представить в виде двух прямолинейных проводов с генератором, включенным посередине (рис. 21.2, в). Такая система обладает индуктивностью, емкостью и активным сопротивлением, равномерно распределенными по всей длине, и является открытым колебательным