система устройств контроля состояния свободности перегона методом счета осей подвижного состава (УКП СО). Действие этой системы основано на применении путевых датчиков, которые не используют рельсовую линию для определения местонахождения поезда. Система УКП СО обеспечивает контроль состояния свободности перегона и автоматизацию процесса контроля прибытия поезда на станцию в полном составе.

Система УКП СО состоит из двух счетных пунктов СП1 и СП2, расположенных на границах контролируемого перегона, и контролирующего устройства КУ. Счетные пункты СП 1 и СП2 с контролирующим устройством КУ связаны линейной цепью. Принцип действия системы основан на счете осей подвижного состава в каждом счетном пункте и последующем автоматическом сравнении результатов счета контролирующим устройством КУ. При одинаковых результатах счета на каждом СП после прохода поезда по перегону и исправности аппаратуры системы вырабатывается сигнал об освобождении подвижным составом контролируемого перегона и возбуждается реле КП.

Аппаратура каждого СП состоит из путевого датчика ПД, реагирующего на перемещение колесных пар в контролируемой зоне, счетного устройства СУ, обрабатывающего электрические сигналы датчика ПД и выдает информацию на ППДИ (приемопередатчик дискретной информации), который с требуемой достоверностью передает ее в КУ, где непрерывно производится сравнение информации, поступающей со счетных пунктов.

Для увязки УКП СО с ПАБ на аппарате управления у ДСП устанавливаются две кнопки: ИВК - «искусственного» восстановления исходного состояния системы УКП СО и ВСОК - выключения устройства счета осей из действия. Кнопка ИВК не пломбируемая, без фиксации со счетчиком числа нажатий. Кнопка ВСОК пломбируемая, с фиксацией. На пульте-табло ДСП каждой станции установлены лампочки контроля перегона ЛКП. Горение красной лампочки означает занятость перегона, зеленой - его свободности. При свободном перегоне информация об этом и об исправности системы имеется на обеих станциях (на пульте-табло ДСП каждой станции горит зеленая лампочка ЛКП. При занятом перегоне на пульте-табло обеих станций горит красная лампочка ЛКП (кнопки ВСОК не нажаты).