Париж, Франция, 1919-

Автомобильные историки шутили: в основе всех успехов Андре Ситроена (Andre Citroen) лежали шестеренки.

Те самые, с шевронным зацеплением, которые он выпускал с 1905 года и которые со временем стали эмблемой автомобилей “Ситроен”.

Родившийся в 1878 году в Париже в многодетной богатой семье выходца из Голландии, выпускник Парижской политехнической школы, Андре Ситроен в 1908 году стал техническим директором автомобильной фирмы “Морс” (Mors), которая под его руководством вдвое увеличила свое производство. Перед самой войной он впервые услышал о конвейерном методе сборки автомобилей в США, а во время войны освоил принципы массового изготовления артиллерийских снарядов. Сразу же после войны он применил свои познания в автомобильном деле, за что вскоре получил неофициальный титул “французского Форда”.

Первый свой автомобиль модели “А”, или “10CV”, с двигателем рабочим объемом 1327 см3 Ситроен представил в 1919 году. Через два года последовали его модификации “В-2” с мотором в 1452 см3 и знаменитый автомобиль массового производства “Ситроен-С”, или “5CV", с мотором всего в 856 см3. В содружестве с Адольфом Ке-грессом (Adolphe Kegresse), строившим до войны в России оригинальные полугусеничные машины, Ситроен начал выпуск аналогичных автомобилей на шасси “В-2”. В 1922-1923 годах на них был совершен пробег через пустыню Сахара.

В 1925 году Ситроен представил легковой “В-10” - первый французский автомобиль с цельнометаллическим кузовом, за которым последовали модификации “В-12” и “В-14”. В 1928 году он взялся за создание серии более солидных и дорогих машин, получивших обозначение “С-6”. Они оснащались 6-цилиндровыми двигателями в 2442 и 2650 см3.

В 1934 году появилось одно из самых замечательных творений Ситроена - переднеприводная серия, получившая общепризнанное название “Траксьон Аван” (Traction Avant), что по-французски означает “передний привод”. Она создавалась в очень трудное для “Ситроен” время, когда фирма стояла на грани разорения и попала под контроль шинного концерна “Мишлен" (Michlin). Взявшись за новое и очень рискованное дело, Андре Ситроен вовсе не был уверен в правильности выбора и ставил на карту все свое состояние и благополучие. Он победил, став первым в мире, кто внедрил передний привод колес на массовом легковом автомобиле среднего класса. В 1935 году Андре Ситроен скончался.

За первым переднеприводным “Ситроеном-7А” в том же 1934 году последовало несколько новых модификаций, а до 1940 года было разработано уже два десятка моделей и их комплектаций. Среди них были легкие машины типа “7CV" с 4-цилиндровыми моторами, средние “11CV”, мощные “15CV” с 6-цилиндровыми агрегатами и дорогие “22CV" с двигателями V8.

После войны фирма “Ситроен” начала свою деятельность с выпуска старых моделей “11CV” и “15CV". На одной из последних машин этой серии - “Ситроен-15Н” - в 1954 году установили гидропневматическую подвеску.

В 1948 году на Парижском автосалоне появился довольно примитивный переднеприводный автомобиль “2CV” с горизонтальным двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения рабочим объемом 375 см3. Со временем эта неказистая машина станет одной из легенд “Ситроен”.

В 1955 году появился еще один легендарный “Ситроен DS-19" со специфическим профилем и очень низкой посадкой благодаря гидропневматической подвеске, обеспечившей не только плавность хода, но и позволявшей приподнимать кузов автомобиля при переезде через высокие препятствия или опускать на стоянке. В 1956 году выпустили упрощенный вариант модели “ID-10”, в 1967    году последовал более мощный “DS-21" для президента Франции Шарля де Голля.

Примитивный “Ситроен-2CV” за всю его долгую историю неоднократно пытались заменить на более современную модель. В 1961 году “2CV" появился с облагороженным кузовом “Ами-6”, а через 7 лет - в еще более комфортабельном исполнении “Диана” (Dyane). В 1968    году начался выпуск грузопассажирских “Меха-ри" (Mehari) с пластмассовым кузовом. Однако ни одному из них не было суждено пережить “2CV” 1970 год ознаменовался сразу двумя премьерами: появился новый массовый малолитражный “Ситроен-GS” и представительский “SM”, ставший развитием серии “DS". Его разработали совместно с итальянской фирмой    “Мазарати” (Maserati), которая попала тогда под контроль “Ситроен”. Это была длинная, приземистая и очень интересная машина высшего класса с двигателем V6 рабочим объемом 2670 см3 и, конечно, с гидропневматической подвеской.

В 1974 году серию “DS” заменил “Ситроен-СХ” с более современной, но такой же оригинальной формой кузова, позволяющей сразу выделить его из массы других автомобилей. Он предлагался в многочисленных исполнениях с моторами рабочим объемом от 2,0 до 2,5 л. Это было трудное время, время огромных изменений в структуре европейской автомобильной промышленности. Чтобы успешно противостоять всем невзгодам “Ситроен” и “Пежо” (Peugeot) объединились в группу PSA. Попав в зависимость от “Пежо”, “Ситроен” стала постепенно терять свою индивидуальность. Первым после объединения фирм появился микролитражный “Ситроен-LN". В 1978 году последовала более привлекательная “Виза" (Visa), которую через 8 лет заменила популярная модель “АХ”, выпускающаяся уже 12-й год.

В 80-е годы формировалась новая гамма “Ситроен”, унифицированная с продукцией “Пежо”. В 1982 году появилась модель среднего класса “ВХ” с кузовом, разработанным фирмой “Бертоне" (Bertone).

1989 год был отмечен появлением наиболее престижной модели “ХМ" среднего класса, сохранившей самобытные черты своих предшественников. В 1991 году выпустили модель среднего класса “ZX", ставшую основой для специальных исполнений, известных своими победами в трансконтинентальных ралли.

Сегодня “Ситроен”, заслужившая когда-то звание самой экстравагантной фирмы в мире, почти полностью потеряла ведущие позиции в дизайне.

На ряде моделей производственной программы (“Ксантия" (Xantia) и “ХМ”) все же сохранили “фирменную” гидропневматическую подвеску колес.

Программа 1998 года включает семейство моделей “АХ" и новинку 1995 года “Саксо" (Saxo). Машины выпускаются с 3-и 5-дверными кузовами хэтчбек длиной всего 3525 и 3720 мм, с бензиновыми и дизельными моторами рабочим объемом 1,0-1,6 л в 50-118 л.с.

Семейство малого класса “Ксара” (Xsara) показано в 1997-м и предназначено для замены серии “ZX”. Автомобили унифицированы с “Пежо-306", производятся с 3-и 5-дверными кузовами, оборудуются бензиновыми и дизельными моторами в 1,4-2,0 л мощностью 68-163 л.с.

Модели среднего класса “Ксантия” с 5-дверными кузовами хэтчбек и универсал известны с осени 1992 года и существенно обновлены в 1998-м. Двигатели -4-цилиндровые бензиновые и дизельные в 1,8-2,1 л мощностью 105-132 л.с., а также V6 в 2,9 л мощностью 190 л.с.

Уже девятый год продолжается производство наиболее просторных автомобилей “ХМ”, имеющих только 5дверные кузова хэтчбек и универсал. На них используются поперечно расположенные силовые агрегаты с моторами в 2,0-2,9 л мощностью 109-190 л.с.

Переднеприводный универсал повышенной вместимости    “Эвазьон” (Evasion) производится с 1994 года и комплектуется только 4-цилиндровыми бензиновыми и дизельными моторами в 1,8-2,1 л мощностью 90-147 л.с.

Ситроен-С (5CV)

Первые автомобили“Ситроен” серий “А” и “В-2” разработал известный конструктор Жюль Саломон (Jules Salomon). Миниатюрную машину серии “С" создал Эдмон Мойе (Edmon Моуе). Если первенцы не отличались революционной конструкцией, то “Ситроен-С" впервые продемонстрировал возможности молодой фирмы. Он был очень простым, компактным и дешевым, чем привлек к себе огромное количество покупателей, став самым массовым автомобилем во Франции. Его оборудовали 4-цилиндровым мотором мощностью всего 11 л.с., что соответствовало налоговой мощности 5 л.с. (отсюда второе обозначение “5CV”, а также трехступенчатой коробкой передач. Машина имела открытый двухместный кузов с заостренным задком, за что получила прозвище “утиный хвост”. Впрочем, на варианте “Трефль” (Trefle) в “хвосте" размещалось третье сиденье, так называемое тещино место.

“Ситроен-5С\/" принес славу фирме и большую прибыль. Всего было выпущено 80232 автомобиля. Немецкая фирма “Опель” (Opel) выпускала идентичный автомобиль, но так и не купила лицензию у “Ситроен". Правда, все “опели" окрашивались в зеленый цвет, в то время как “ситроены” были желтыми, за что получили еще одно прозвище -“лимоны”, созвучное с фамилией основателя фирмы (лимон по-французски произносится “ситрон”).

Ситроен-С 5CV

Ситроен Траксьон Аван

Ситроен Траксьон Аван

“Траксьон Аван" (Traction Avant) - название большого семейства переднеприводных автомобилей “Ситроен”, появившихся в мае 1934 года и ставших первыми в мире массовыми машинами среднего класса с передними ведущими колесами. В свое время это был шедевр технической мысли, в котором воплотились конструктивные принципы, применяющиеся до сих пор. Кроме переднего привода использовались цельнометаллический несущий кузов, синхронизированная коробка передач, компактная независимая подвеска всех колес, гидропривод тормозов. Вначале Ситроен хотел установить на машине автоматическую коробку “Сенсо де Лаво” (Sensaud de Lavaud), но она оказалась сложной и ненадежной.

На первых образцах “7А” поставили двигатель рабочим объемом 1303 см3, но его мощность в 32 л.с. признали недостаточной. Затем изготовили модель “7В" с новым мотором в 1628 см3 мощностью 36 л.с., а на спортивном варианте “7S” объем довели до 1911 см3 при мощности 46 л.с. Он-то и стал основным для всей серии “Траксьон Аван” и потом перекочевал на модель “DS-19”. Осенью того же года на Парижском салоне показали прототип “22CV” с двигателем V8. В последующие годы появились новые исполнения: “11CV" с мотором в 1911 см3 мощностью 56 л.с. и “15CV” с 6-цилиндровым агрегатом (2867 см3) в 77 л.с. Они выпускались до 1957 года и снабжались различными кузовами, в том числе двухместным купе, кабриолет и 7-местным лимузин. В 1948 году на них впервые установили радиальные шины фирмы “Мишлен”, а в середине 50-х испытали первый вариант оригинальной гидропневматической подвески, ставшей “фирменным блюдом” “Ситроен”. Всего за 22 года производства было изготовлено 758950 машин серии “Траксьон Аван”. В 1955 году им на смену пришла не менее революционная модель “DS-10".

Ситроен-2С\/

Первые опытные образцы “Ситроена-2С\/” появились в 1936 году. Легенда гласит, что тогдашний президент фирмы Пьер Буланже (Pierre Boullanger) поручил своим инженерам создать очень простой и дешевый автомобиль, буквально “четыре колеса под зонтиком", но “способный перевезти свежие яйца по вспаханному полю, не разбив ни одного".

Первый экземпляр как раз и стал воплощением этого указания - шасси с примитивным кузовом без крыши, плоской рифленой панелью капота с единственной фарой. У модели не было электрического стартера. Для запуска на коленчатом валу мотора стоял шкив с тросом, который требовалось резко дернуть. Когда Буланже увидел, как мучаются его секретарши, ломают длинные ногти, заводя мотор, он сжалился и разрешил заменить пресловутый барабан обычной заводной ручкой. Но сиденья, состоявшие из каркаса с натянутой на него мешковиной, приказал оставить.

Ситроен-2СУ

Ситроен-ХМ

До середины 1938 года было изготовлено 250 таких машин. Прототип решили представить на Парижском автосалоне осенью 1939 года. Разразившаяся война спутала все планы. Во время оккупации на “Ситроен” в тайне от немцев продолжали испытания машины. В результате было принято решение о замене водяного охлаждения двигателя на более простое воздушное и введении ставшей знаменитой независимой подвески на четырех продольных рычагах с одной горизонтальной пружиной на каждую пару правых и левых рычагов.

Официальная презентация "Ситроена-2CV" состоялась в Париже на автосалоне 1948 года и вызвала бурную реакцию специалистов и публики. Реакция была крайне противоречивой - от резкой критики до бурного восторга. Все решило мнение покупателей, которые выстроились в очередь за новой дешевой моделью. Французы называли ее “де шво” - дословно “две лошади”, то есть две налоговые лошадиные силы.

За всю долгую историю “Ситроен-2С\/” многократно модернизировали и неоднократно пытались исключить из программы, но высокийспрос заставлял сохранить его выпуск. В 1980 году производство модели “Ситроен-2CV” перенесли на бывший завод фирмы “Клеман-Байяр” (Clement-Bayard), приобретенный “Ситроен” еще в 1922 году. В 1984-м объявили об окончании производства “2CV", но это повлекло за собой обратный результат -спрос на модель вновь возрос. “Ситроен-2С\/” выпускали в 15 странах. Производство во Франции завершилось в июле 1990 года. За 42 года было выпущено свыше 5,5 млн. штук.

Ситроен-SM

Представительский “SM" явился в 1970 году результатом совместной деятельности “Ситроен" и небольшой итальянской фирмой “Мазерати’’. На нем установили V-образный 6-цилиндровый двигатель “Мазерати” рабочим объемом 2670 см3 в комбинации с традиционными для“Ситроен” передним приводом и независимой гидропневматической подвеской. “Ситроен-SM” стал одним из наиболее комфортабельных и оригинальных европейских автомобилей своего времени с богатым дополнительным оснащением: в стандартном варианте на нем устанавливали электрические стеклоподъемники, обогреватель заднего стекла, телескопическую рулевую колонку, сервоусилитель рулевого механизма прогрессивного действия, кондиционер, мощный аудиокомплекс. В варианте с 3-литровым мотором предлагалась автоматическая коробка передач. Внешней отличительной особенностью “SM” стала прозрачная передняя облицовка, за которой скрывалось сразу 6 фар, из них четыре - поворачивающихся. Кузова в подавляющем большинстве делали 4-местными с двумя широкими дверями и задним откидывающимся вверх стеклом. Четырехдверные варианты являются сегодня раритетами. Всего за 5 лет выпустили около 13 тысяч “ситроенов-SM”. Модель послужила базой для престижного “Ситроена-ХМ”, появившегося в марте 1989 года и выпускаемого до сих пор. Сегодня многие специалисты считают этот автомобиль единственным “чистокровным “Ситроеном”, продолжающим лучшие традиции этой марки.

Ситроен Саксо

Легкий переднеприводный “Саксо” в 3-дверном исполнении появился на рынке в конце 1995 года, а через полгода в продажу поступил 5-дверный вариант. Это не лучшее творение “Ситроен”, в создании которого специалисты фирмы, по-видимому, принимали минимальное участие. “Саксо”, как две капли воды, похож на “Пежо-106", выпущенный еще летом 1991 года. Неплохой спрос на него и заставил объединение “Пежо-Ситроен” начать массовое производство двойника под названием “Саксо” для возможной замены популярного “Ситрое-на-АХ”. Но, несмотря на сходство с известной маши-ной-конкурентом, внешнюю простоту и аскетичность интерьера, “Саксо” производит самое приятное впечатление. Это недорогая, очень экономичная, маневренная, относительно мощная машина для ежедневных поездок, завоевавшая признание среди небогатых покупателей. У нее уютный салон со складным задним местом, удобные сиденья и руль спортивного типа, “острое” управление. Всего же “Саксо” предлагается с 4 вариантами бензиновых двигателей рабочим объемом от 954 до 1587 см3 мощностью до 118 л.с. и одним 1,5-литровым дизелем мощностью 57 л.с. На разных исполнениях предлагаются: автоматическая коробка передач, антиблоки-ровочная система в приводе тормозов, надувные подушки безопасности для водителя и впереди сидящего пассажира, электрические стеклоподъемники, кондиционер воздуха, встроенная противоугонная система.

Ситроен Саксо-OL 1.1

Ситроен Ксара

Новинка 1997 года, 5-дверная “Ксара”, вобрала в себя лучшие черты своих предшественников - внешностью она напоминает модель “Ксантия”, а по шасси и трансмиссии ближе к популярной модели “ZX”, которую и должна заменить. “Ксара” имеет характерную для “ситроенов" клиновидную форму передней части, а также большую гамму бензиновых двигателей рабочим объемом от 1,4 до 2,0 л переднего поперечного расположения мощностью 75-63 л.с. и 1,9литровый дизель в 68 или 90 л.с. Наряду с механической предлагается 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. Что касается подвески, то на “Ксаре”, как и на предшественнике “ZX”, ставится передняя типа "МакФерсон” (McPherson) и задняя ось на продольных рычагах, торсионах и амортизаторах почти горизонтального расположения, освобождающая пространство для багажного отсека. К особенностям дополнительного оборудования “Ксары" следует отнести: датчик дождя, автоматически включающий стеклоочистители, боковые подушки безопасности, электропривод внутреннего зеркала заднего вида, специальный складной ключ с кодовым дистанционным противоугонным устройством.

За 5-дверной“Ксарой”последовали варианты с кузовами: 3-дверный хэтчбек, 4дверный седан, однообъемный универсал.