Важно систематически заниматься избавлением от неликвидов и списывать их, если приходится, как можно быстрее, иначе за год или два может накопиться такой объем, списание которого станет невозможным без процедуры банкротства.

Ниже перечислены некоторые моменты, на которые следовало бы обращать особое внимание при работе с многочисленной номенклатурой товаров при нарастающем объеме сбыта, в целях предотвращения образования неликвидов.

Определять обычный объем реализации нерегулярно реализуемых товаров. Установить коэффициент превышения запаса каждого товара обычного объема его реализации. Вести учет количеств заявок (частота спроса) клиентов за год на каждый товар. Учитывать предполагаемый период ожидания пополнения запаса.

Установить регулярное сравнение показателей прогноза продаж с фактическими, при этом сотрудник, ответственный за включение товара в номенклатуру, должен обосновать любое отклонение фактических показателей от прогнозированных. Непроданный запас по истечении “?” месяцев должен быть продан по фактической стоимости, выброшен или продан по цене отходов. Оценивать риск необходимости уничтожения запаса: средний риск - мало покупателей, но есть варианты использования, а также много покупателей, но мало вариантов использования; высокий риск - мало покупателей и нет вариантов использования. Выяснять согласие поставщиков забирать непроданную часть товара, оценить затраты на возврат. Проверять, какую часть запаса товаров подобного рода приходилось ликвидировать или уничтожать в прошлом. Решиться на списание даже бездействующих и “мертвых” запасов нелегко. Основанием для этого может быть только тщательный анализ и прогноз и выяснение причин отсутствия спроса на те или иные товары. Если отсутствие спроса вызвано недостатками организации сбыта, принимают меры для продвижения товара. Если же никаких перспектив для продажи “мертвых” запасов нет, стараются от них избавиться. Некоторые дистрибьюторы сокращают бездействующие запасы на своих складах путем распределения их по Частям на складах дилеров и при появлении спроса разыскивают Нужный товар. Для реализации “мертвых” и бездействующих запасов организуют специальные распродажи и аукционы, предоставляют повышенные скидки. Оставшиеся нераспроданными Товары устраняют из запасов. Товары, по которым не было дви жения в течение года (за исключением новых товаров, только введенных на рынок), снимают со стеллажей и укладывают в ящики, на которые крепят упаковочные листы. Ящики держат в таком месте, где их хранение не влечет значительных расходов. Эти товары оставляют в базе данных, но указывают другой адрес складирования. Стоимость этих товаров, как правило, списывают. Если спустя год (т. е. всего через два года) по этим товарам по-прежнему не будет никакого движения, их продают как лом или утиль, или уничтожают. После очищения складов от бездействующих и “мертвых” запасов принимают меры для предупреждения возможности аккумуляции подобных запасов в будущем.