Доводите до сведения подчиненных, уто вы цените их советы и нуждаетесь в них.

Прислушивайтесь внимательно к тому, что предлагают подчиненные, и старайтесь быть объективным в оценке.

Не реагируйте слишком эмоционально, когда кто-то говорит что-нибудь нелицеприятное.

Умейте слушать: никто с вами не будет разговаривать, если вы не слушаете.

Не упускайте возможности поблагодарить подчиненного за совет, особенно если он ценный.

Неформальное общение - мощный инструмент, которым просто грех не пользоваться. При умелом подходе оно дает ценную информацию, повышает уровень доверия, создает хорошую рабочую атмосферу, укрепляя связи по всей организационной структуре.

Методы выработки решений

Системный подход к управлению и к развитию бизнеса требует освоения высоких технологий - управленческих, финансовых, гуманитарных и информационных, адаптированных к местным условиям.

Продуктивные управленческие решения формируются в три этапа:

Уяснение проблемы:

- сбор информации;

- анализ полученной информации;

- выяснение актуальности;

- выяснение или определение условий, при которых проблема будет решена.

Составление проекта решения:

- разработка вариантов решения;

- сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;

-- оценка вариантов по социальным последствиям;

-- оценка вариантов по экономической эффективности;

-- составление программы решения;

-- разработка и составление детального плана решения.

Управление исполнением (самое слабое место многих руководителей):

- доведение решений до конкретных исполнителей;

- разработка мер поощрений и наказаний;