- ухудшение отношений с партнерами и сотрудниками из-за “выжимания соков”;

- чрезмерное снижение затрат на важных участках - урезая затраты на оплату труда, компания может потерять ключевых сотрудников;

- непонимание механизма взаимозависимости затрат компании - иногда общего снижения затрат можно добиться, увеличив их на какой-то отдельный вид деятельности; - например, увеличение командировочных расходов может привести к заключению выгодных контрактов с новыми поставщиками или покупателями.

Одно из хороших последствий кризиса 1998 г. - бизнесмены поняли, нутром и кошельком почувствовали, что:

- профессиональное управление - это не блажь заумных спецов, а средство повышения прибыли и спасения от гибели;

- реинжиниринг крайне необходим для оптимизации бизнеса на основе современных технологий;

- главное в управлении бизнесом - стратегичность, а не периодические порывы энтузиазма.

Одномерное, бюрократическое, авторитарное предприятие неспособно успешно удовлетворять потребности клиентов, а значит, не может быть конкурентоспособным. Необходимы предприятия, в которых принципы сотрудничества, демократии и самоуправления являются нормой. С применением самоуправления предприятие превращается в сообщество единомышленников. Место менеджера занимает лидер, рабочую группу замещает команда, обслуживание потребителей преображается в партнерские отношения. Нужно не управление, а способность вести за собой, содействовать выполнению задачи, поощрять, воспитывать, поддерживать, наставлять. Инструменты принуждения замещаются согласованием. Различия этих двух концепций приведены в таблице. Преимущества самоуправления доказаны практикой.