Следует отдавать предпочтение аттестации в письменной форме, т.е. использованию типового документа, который предопределяет дифференцированный подход по каждому из критериев и наилучшим образом выявляет достоинства и недостатки оцениваемого сотрудника. Кроме того, результаты получаются более объективными, сопоставимыми и при необходимости легче воспроизводятся, нежели при нестандартном подходе. Ниже приведен примерный аттестационный лист, содержащий основные критерии оценки сотрудников. Он составлен по рекомендациям ряда автокомпаний.

Аттестационный лист Фамилия аттестуемого: Занимаемая должность:

Перспективная должность:

Сумма оценок в баллах

Последняя аттестация

Предыдущая аттестация

Тенденция

А

Производительность труда. Отношение к работе.

В

Личные качества и поведение.

Всего

Шкала оценок в баллах:

0 Ниже среднего уровня

1 Средний уровень

2 Выше среднего уровня

3 Явно выше среднего уровня

Оцениваемые позиции

Оценка в баллах

Примечания.

Намеченные мероприятия.

А. Производительность труда. Отношение к работе.

1

Качество и эффективность работы.

2

Скорость работы. Соблюдение сроков.

3

Специальные знания. Профессионализм.

4

Широта профиля. Универсальность.

5

Надежность. Чувство долга.

6

Кругозор. Осмысление происходящего.

7

Самостоятельность. Инициативность.

8

Аналитический, методический подход к работе.

9

Интерес к специальной литературе.

10

Соблюдение правил техники безопасности.

11

Соблюдение правил охраны окружающей среды.

12

Экономическое мышление.

Всего по разделу А В - Личные качества и поведение

13

Поведение по отношению клиентам.

14

Поведение по отношению к руководителям.

15

Поведение по отношению к коллегам.

16

Открытость. Общительность.

17

Желание учиться. Обучаемость.

18

Работоспособность. Выносливость.

19

Верность своему предприятию.

20

Внешний вид.

21

Обходительность.

22

Решимость.

23

Способность воспринимать критику.

24

Склонность руководить.

Всего по разделу В

При аттестации не исключены ошибки. Принципиальный руководитель, полагающий, что хорошая работа подразумевается сама собой, как правило, аттестует сотрудников строже, чем уступчивый, избегающий каких бы то ни было конфликтов. Однако и сам аттестуемый может своим поведением способствовать искажению оценок, если, например, в присутствии руководителя он из принципа ведет себя иначе, нежели в иной ситуации. Поэтому в обязанности непосредственного руководителя входит просмотр аттестационного листа на предмет достоверности оценок и улаживание, при необходимости, возникающих недоразумений. Аттестация имеет смысл только при условии последующего ее обсуждения наедине с аттестуемым. При этом главная цель - совместно выявить, обсудить и последовательно устранить негативные причины или иные несоответствия. Если аттестация позволяет указать на явные недоработки, то сначала нужно выяснить причины, которые могут быть, например, следующими: