Предупреждение воровства. Около 80% потерь от воровства товаров в складах и магазинах приходится на долю персонала. Предотвращение воровства при помощи технических средств наблюдения и препятствования выносу помогает слабо, так как большинство причин воровства лежит в области психологии.

Причины возникновения воровства в фирме можно разделить на

4 группы1:

Свойства личности. Есть люди, которые не воруют никогда, есть люди, которые воруют всегда, и есть те, кто ворует, когда им позволяют.

Влияние коллектива. Почти каждый новичок, попавший в коллектив, где воруют, быстро осваивает способы воровства.

Неэффективная мотивация персонала. Особо сказывается на персонале высшего звена, имеющего возможность наносить ущерб компании кражами товара еще на пути от поставщиков, использованием особых финансовых схем, продажей информации конкурентам и т.п. Опрос сотрудников ряда фирм выявил, что поощрение, которое они хотели бы получать прежде всего - персональные денежные премии, на втором месте - путевки и ценные подарки, на третьем - премия по результатам работы, дальше - почетные грамоты и т.д. Причем чем выше квалификация персонала, его работоспособность и инициативность, тем большее значение имеют социальные мотивы.

Ощущение заниженности уровня оценки компетентности, работоспособности, полезности вызывает психологическоий дискомфорт, при котором сотрудники становятся пассивными. Такие сотрудники, даже не воруя, как бы участвуют в “забастовке послушания”, что способствует недополучению прибыли фирмой. Если же возможность украсть появляется, они ее чаще всего используют. Ситуация особо благоприятна для хищений в том случае, если на руководящих должностях сосредоточены родственники и друзья директора, люди одной национальности или одного возраста.