- признание успехов и ценности работника;

- раскрытие его личных возможностей;

- социальная защищенность;

- возможность продвижения по службе;

- нормальный микроклимат в трудовом коллективе;

- правильный тон в обращении руководителей с сотрудниками.

В этих факторах - большие резервы стимулирования, которые на каждом предприятии реализуются по-своему.

Весьма полезно соблюдение руководителями следующих требований:

- положительный настрой по отношению к сотрудникам;

- проницательность, позволяющая правильно оценивать и учитывать чувства, пожелания и потребности конкретных работников;

- готовность к общению со всеми сотрудниками, умение внимательно слушать и относиться к собеседнику с пониманием.

Памятка самоконтроля для руководителя Стимулирование сотрудников

Рекомендуется регулярно просматривать листок самоконтроля и самокритично оценивать соответствие своей работы нормативным требованиям. Неудовлетворительные оценки потребуют улучшить положение. Намечаемые меры следует вписывать в личный план.

Оцениваемые факторы

Нормативные требования

Оценка

+

-

Стимулирование сотрудников одобрением их работы

Руководитель должен всегда отмечать работу сотрудника, заслуживающую похвалы.

Проявление интереса к работе сотрудников

Руководитель должен интересоваться работой каждого из сотрудников.

Доступность руководителя для сотрудников

Каждый из сотрудников должен знать, что он в любой момент может обратиться к руководителю по личному или служебному вопросу.

Внимание к личным проблемам сотрудников

Руководитель должен внимательно выслушивать сотрудников и с пониманием относиться к их личным проблемам.

Помощь подчиненным

При выполнении сложных работ руководитель обязан оказывать подчиненным безоговорочную поддержку и проявлять готовность помочь.

Доверительность отношений с сотрудниками

С каждым из сотрудников руководитель должен иногда разговаривать по внеслужебным поводам.

Информирование сотрудников

Новая информация должна регулярно доводиться до сведения всех сотрудников, которых она касается.

Состояние и порядок хранения информационных материалов

Все необходимые информационные материалы должны регулярно обновляться, храниться в упорядоченном состоянии и в доступном месте.

Оцениваемые факторы

Нормативные требования

Оценка

+

-

Совещания с сотрудниками

Совещания должны проводиться регулярно и служить поводом для обмена мнениями.

Контроль за исполнением решений

Руководитель должен неукоснительно следить за достижением согласованных целей, выполнением намеченных мероприятий и соблюдением сроков.

Распределение работ

Сложные и относительно простые работы должны распределяться между сотрудниками по справедливости.

Критика сотрудников

Критика не должна быть слишком частой, мелочной или несправедливой

Реакция руководителя на выявленные недостатки в работе сотрудника

Критические замечания должны высказываться в откровенной личной беседе с подчиненным, без свидетелей.

Определение прав и обязанностей сотрудников

Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и полномочия.

Отношение к предложениям и пожеланиям сотрудников

Руководитель должен быть всегда готов выслушать предложения и пожелания сотрудников.

Расстановка кадров

При комплектовании рабочих мест кадрами должны учитываться индивидуальные склонности и пожелания работников.

Загрузка сотрудников работой

Следует по возможности избегать перегрузки или недогрузки каждого из работников.

Условия работы сотрудников

Руководитель обязан заботиться об облегчении условий работы сотрудников.

Состояние оборудования и инструмента

Оборудование и инструмент должны всегда находиться в рабочем состоянии.

Состояние используемых средств труда и методов работы

Используемые средства труда и методы работы должны быть современными и прогрессивными.

Рабочая атмосфера на предприятии

Тон отношений должен быть неизменно доброжелательным и вежливым.

Оцениваемые факторы

Нормативные требования

Оценка

+

-

Инструктирование сотрудников

Инструктирование должно проводиться обязательно, но всегда в доброжелательном тоне.

Микроклимат на предприятии

Атмосфера не должна быть изнуряющей или раздражающей.

Инспектирование предприятия

Руководитель должен не реже одного раза в месяц лично инспектировать предприятие.

Привлекательность предприятия

Общее впечатление от предприятия должно быть благоприятным.

Отношение сотрудников к работе

Сотрудников не должен угнетать предстоящий рабочий день, а если это случается, то нужно выяснить причины.

Отношение руководителя к работе

Руководителя не должен угнетать предстоящий рабочий день, а если это случается, то необходимо выяснить причины.

Оплата труда сотрудников

Оплата должна соответствовать эффективности труда и быть четко дифференцированной.

Ремонт автомобилей, принадлежащих подчиненным

У сотрудников должна быть возможность в определенное время ремонтировать собственные автомобили.

Прокат автомобилей

У работников должна быть возможность эпизодического пользования автомобилями предприятия на условиях проката.

Наличие и состояние спецодежды

Спецодежды должно хватать на всех, кому она положена. Замена и стирка должны быть регулярными.

Льготы работникам предприятия

Работники предприятия должны пользоваться льготами при покупке автомобилей и запчастей

Информирование сотрудников о возможностях обучения

Работники предприятия должны быть проинформированы о возможностях профессионального обучения и повышения квалификации.

Стимулирование особо отличившихся работников

Особо отличившихся работников следует дополнительно поощрять.

Примеры стимулирования труда в инофирмах, действующих на территории России1