I. Методы осуществления

1. Настоящая Рекомендация может осуществляться посредством национального законодательства, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, арбитражных решений или таким другим путем, совместимым с национальной практикой, который может оказаться целесообразным, учитывая национальные условия.

II. Общие принципы

2. Любой трудящийся, действующий индивидуально или совместно с другими трудящимися, который считает, что он имеет основания для жалобы, должен иметь право:

a) представить такую жалобу без какого-либо для себя ущерба;

b) требовать рассмотрения этой жалобы на основании соответствующей процедуры.

3. Причины, по которым может представляться жалоба, могут относиться к любой мере или любому положению, касающимся взаимоотношений между предпринимателем и трудящимся, или которые затрагивают или могут затронуть условия труда одного или нескольких трудящихся на предприятии, если эта мера или положение представляются противоречащими условиям действующего коллективного договора, или индивидуального трудового договора, правилам внутреннего трудового распорядка, положениям законодательства, а также обычаю или практике в данной профессии, отрасли экономической деятельности, или стране, с учетом принципов добросовестности.

4.1) Положения настоящей Рекомендации не применимы к коллективным требованиям, направленным на изменение условий занятости.

2) Национальное законодательство или национальная практика должны проводить различие между случаями, когда какая-либо жалоба, представленная одним или более трудящимися, является жалобой, подлежащей рассмотрению в рамках процедур рассмотрения жалоб, предусмотренных в настоящей Рекомендации, и случаями, когда жалоба является общим требованием, подлежащим рассмотрению посредством коллективных переговоров или в рамках некоторых других процедур разрешения споров.