5. В тех случаях, когда процедура рассмотрения жалоб устанавливается посредством коллективного договора, участников такого договора следует поощрять к включению в него положения о том, что в течение срока действия данного договора они будут содействовать урегулированию жалоб в рамках предусмотренной процедуры и будут пытаться воздерживаться от любых действий, способных затруднить эффективное применение предусмотренной процедуры.

6. Организации трудящихся или представители трудящихся предприятия должны участвовать с равными правами и обязанностями вместе с предпринимателями или их организациями в установлении и применении на предприятии процедуры рассмотрения жалоб в соответствии с национальным законодательством или практикой.

7.1) С целью уменьшения числа жалоб, самое серьезное внимание должно уделяться введению и надлежащему осуществлению здоровой политики в области кадров, которая должна принимать во внимание и уважать права и интересы трудящихся.

2) Для того, чтобы добиться здоровой политики в области кадров и решать социальные вопросы, затрагивающие трудящихся на предприятии, администрация должна до принятия решений сотрудничать с представителями трудящихся.

8. По мере возможности, жалобы должны разрешаться на самом предприятии в соответствии с процедурой, которая должна быть эффективной, приспособленной к условиям страны, отрасли экономической деятельности и данного предприятия, и обеспечивающей заинтересованным сторонам полную гарантию объективного разбирательства.

9. Ни одно из положений настоящей Рекомендации не должно иметь своим результатом ограничение права трудящегося обращаться с жалобой непосредственно в компетентный орган труда, в трудовой суд или другой судебный орган, если такое право признано национальным законодательством.