- схемы документооборота.

Грузообработка обычно выполняется совместно с процессами транспортировки и складирования. Логистический менеджмент должен учитывать следующие основные факторы1:

- движение (грузообработка всегда связана с движением и перемещением определенного количества грузов внутри определенной инфраструктуры или вне ее);

- время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений, складов и т.п. К определенному моменту времени, связанному с производственным расписанием, временем дистрибьюции, заказа или другим отрезком времени логистического цикла);

- количество (грузообработка всегда связана с определенными размерами отправок или партий груза. Зачастую именно грузоперерабатывающие мощности определяют рациональное количество поставляемых производителю или потребителям грузов);

- пространство (склад, транспортное средство, терминал и т.п. должны рационально использовать имеющееся в наличии пространство и грузовместимость. Системы грузообработки позволяют осуществить наиболее эффективное использование пространства).

Эти ключевые факторы должны учитываться совместно. Необходимо также принимать во внимание такие аспекты, как интеграцию и координацию действий логистических посредников в закупках, производстве и дистрибьюции продукции.

Основные логистические принципы современной грузообработки приведены в таблице. Они должны быть реализованы при управлении грузообработкой в логистических системах для повышения эффективности использования складской площади и высоты.

Логистические принципы грузообработки1

ПРИНЦИП

ХАРАКТЕРИСТИКА

Планирования

План грузообработки составляется совместно с планом складирования для обеспечения максимальной операционной эффективности.

Системного подхода и интеграции

Все решения по грузообработке должны быть интегрированы с другими логистическими активностями для достижения цели бизнеса.

ПРИНЦИП

ХАРАКТЕРИСТИКА

Материального потока

Грузообработка должна осуществляться настолько часто и планировка оборудования быть достаточной для оптимизации материального потока.

Рациональности

(простоты)

Упрощение процесса грузообработки путем уменьшения, устранения или комбинирования нерациональных операций и/или оборудования.

Гравитации

Использование собственного веса обрабатываемых партий во всех случаях, где это возможно.

Использования пространства

Оптимальное использование пространства складирования и перемещения.

Единицы размера

Увеличение количества, размера или веса обрабатываемой партии или отношения этих характеристик.

Механизации и автоматизации

Максимальная механизация и автоматизация операций грузообработки.

Выбор оборудования

В выборе оборудования для обработки грузов должны быть учтены все основные факторы и принципы.

Стандартизации

Должны применяться типовые схемы грузообработки и стандартизованное оборудование.

Адаптивности

Выбор методов и оборудования должен быть адаптирован к широкому кругу задач логистического менеджмента, который может встретиться на практике.

Полной грузоподъемности

Увеличение отношения грузоподъемности мобильного оборудования к весу перерабатываемой партии груза.

Использования

Оптимальное использование оборудования совместно с рабочим персоналом.

Поддержки

Планирование профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузообрабатывающего оборудования.

Обновления

Обновление морально и физически устаревшего оборудования.

Контроля

Использование операций по грузообработке для улучшения контроля при управлении процедурами заказов, производственными процедурами и запасами продукции.

ПРИНЦИП

ХАРАКТЕРИСТИКА

Мощности

Использование оборудования для повышения производительности труда.

Непрерывного совершенствования

Непрерывное совершенствование технологии грузообработки.

Безопасности

Применение безопасного оборудования и способов переработки, охрана труда.

Грузообработка должна выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.4.026, Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт). Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля. После выгрузки его работники обязаны очистить автомобили и контейнеры от остатков груза, а если осуществлялась перевозка животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов - промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В отдельных случаях производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля) могут принять на себя транспортные организации (при этом оплата этой работы осуществляется за счет грузополучателя).