Скоростной регулятор золотникового типа состоит из плунжера, двух типов грузов (первичного и вторичного) и пружин. В начальный момент, когда автомобиль стоит на месте, скоростной регулятор, соединенный с помощью зубчатого зацепления с ведомым валом коробки передач, также неподвижен. Поэтому плунжер скоростного регулятора под действием собственного веса находится в крайнем нижнем положении. При таком положении верхний поясок плунжера перекрывает отверстие, соединяющее регулятор с основной магистралью, а нижний поясок открывает сливную магистраль. В результате перепад давления на выходе из скоростного регулятора равен нулю.

При движении автомобиля скоростной регулятор вращается с угловой скоростью, равной угловой скорости ведомого или промежуточного вала АКПП. При определенной скорости транспортного средства под действием центробежной силы грузы скоростного регулятора начинают расходиться и, преодолевая силу тяжести плунжера, перемещают его вверх. Такое перемещение плунжера приводит к открытию отверстия основной магистрали и закрытию отверстия сливного канала. В результате масло из основной магистрали начинает поступать в канал формирования давления скоростного регулятора. Кроме того, по радиальному и осевому сверлениям масло поступает в полость между корпусом скоростного регулятора и верхним торцом плунжера. Давление масла на этот торец плунжера создает силу, которая совместно с силой тяжести плунжера противодействует центробежной силе, возникающей в грузах. При достижении определенного значения давления сумма сил, действующих на верхний торец плунжера, станет больше центробежной силы грузов, и плунжер начнет перемещаться вниз, перекрывая отверстие основной магистрали и открывая одновременно сливной канал. При этом давление скоростного регулятора начнет уменьшаться, что приведет к уменьшению силы давления на верхний торец плунжера. В какой-то момент действие центробежной силы опять станет больше силы веса и давления, и плунжер вновь начнет подниматься. Так происходит формирование давления скоростного регулятора. В случае увеличения скорости движения автомобиля для того, чтобы плунжер стал опускаться вниз, потребуется, очевидно, более высокое давление скоростного регулятора. В конечном счете при определенной скорости автомобиля вес плунжера регулятора совместно с давлением, действующим на верхний торец плунжера, не смогут уравновесить центробежную силу грузов. В этом случае отверстие основной магистрали полностью откроется, и давление скоростного регулятора станет равным давлению в основной магистрали. При уменьшении скорости автомобиля уменьшится и центробежная сила, действующая на грузы скоростного регулятора, и, следовательно, должно уменьшиться давление скоростного регулятора.

Система грузов скоростного регулятора состоит из двух ступеней (первичной и вторичной) и двух пружин. Такое устройство регулятора позволяет получить зависимость давления скоростного регулятора (р) от скорости движения автомобиля (V), близкую к линейной.

На первом этапе первичные (более тяжелые) и вторичные (легкие) грузы действуют на плунжер скоростного регулятора совместно. Пружины удерживают вторичные грузы относительно первичных. Конструкция выполнена таким образом, что более легкие грузы через рычаги действуют непосредственно, на плунжер скоростного регулятора. При этом грузы движутся совместно.

Начиная с определенных оборотов скоростного регулятора центробежная сила, которая, как известно, зависит от квадрата частоты вращения, становится весьма большой. Так, например, двукратное увеличение оборотов увеличивает центробежную силу в четыре раза. Поэтому необходимо принять меры к снижению влияния центробежной силы на формируемое скоростным регулятором давление. Жесткость пружин подобрана таким образом, что примерно на скорости движения 32 км/ч, центробежная сила первичных грузов превышает силу пружины, и они отклоняются в крайнее положение и упираются в ограничителе. Первичные грузы в таком положении не воздействуют на вторичные и становятся неэффективными, а плунжер скоростного регулятора на втором этапе уравновешивается центробежной силой только вторичных грузов и силой пружины.