Стоимость использования автомобиля часто обсуждается в зарубежных автомобильных изданиях, служит темой бесед автомобилистов, анализируется автомобильными компаниями для использования в конкурентной борьбе. Весьма полезно вести дневник учета пробега, замены масла, обслуживаний и ремонтов и книгу расходов, связанных с использованием автомобиля. Анализ расходов за год даст богатую пищу для размышлений о своем мастерстве вождения, целесообразности поездок, отношении к автомобилю и бюджету.

Часть расходов в течение года постоянна: налог с владельцев транспортных средств; оплата технического осмотра; оплата медицинской комиссии - раз в три года; страхование гражданской ответственности и страхования автомобиля; оплата гаража.

Переменные расходы зависят от интенсивности эксплуатации и качества вождения. Это затраты на:

горючее, масла, смазки, технологические жидкости, материалы для ухода;

запасные части, принадлежности, инструменты; ремонт, техническое обслуживание и уход; кратковременные платные стоянки.

В эту категорию входят и непредвиденные расходы: штрафы за нарушение правил движения; ремонт после происшествий;

выплаты пострадавшим в происшествиях по вашей вине; поездки по просьбам друзей, родственников, знакомых.

Первые и последние расходы: сбор за постановку на учет; сбор за снятие с учета;

оплата доставки и утилизации при сдаче машины в лом.

Долговечность автомобиля зависит от степени его нагрузки. Имейте в виду, что гарантийные периоды всех автозаводов рассчитаны при условии использования средней, а не полной грузоподъемности Автомобиль, постоянно эксплуатируемый с перегрузками, быстрее изнашивается и чаще требует ремонта.

Расходы на запасные части, услуги по ремонту и техническому обслуживанию зависят от пробега автомобиля, техники вождения, степени самообслуживания, качества ремонтов и запасных частей. Многие работы несложно делать самостоятельно, и выполнение их дает значительную экономию на сервисе.

Расходы на запасные части будут ниже, если приобретать неоригинальные, подержанные и восстановленные узлы и детали. Для новых машин этого делать не стоит, а для подержанных - практикуется многими.

Расходы на запасные части к иномаркам можно сократить, приобретая запасные части отечественного производства, взаимозаменяемые с запасными частями к импортным машинам. Довольно много наименований деталей и узлов к машинам одного класса можно подобрать или «подогнать», например: масляные фильтры, термостаты, тормозные колодки, амортизаторы, фрикционные накладки ведомого диска сцепления, ремни, лампочки, некоторые выключатели.

Если автомобиль не эксплуатировать, то многие детали его подвески, двигателя и кузова портятся больше, чем от ежедневных поездок, - металл ржавеет, резина, пластмасса и обивка стареют и становятся ломкими, аккумулятор сульфатируется и теряет емкость, краска тускнеет.

Ниже перечислены причины повышенных расходов на бензин и замену деталей.

Причины перерасхода горючего:

Используется бензин, не рекомендованный инструкцией.

Грязные стекла салона и фар - из-за плохой видимости водитель вынужден двигаться медленнее.

Изношенный двигатель «слабеет», вынуждая водителя прибавлять «газ» или включать пониженные передачи.

Раннее или позднее зажигание - снижается мощность двигателя, и увеличивается расход топлива.

Течи топлива в неплотных соединениях трубопроводов.

Переобогащенная или обедненная топливная смесь.

Пробита диафрагма бензонасоса.

Загрязнен воздушный фильтр.

Неправильная установка углов передних колес.

Чрезмерное затягивание подшипников ступиц колес.

Неправильная регулировка тормозов.

Пониженное или повышенное давление воздуха в шинах.

Двигатель не прогревается до 80-90 градусов - топливо сгорает не полностью.

Перегрев двигателя - уменьшается наполнение цилиндров смесью, снижается мощность.

Слишком низкие или слишком высокие скорости движения.

Частое использование тормозов, требующее последующих разгонов.

Торможение двигателем, если не установлен карбюратор с системой, отключающей подачу топлива при таком торможении двигателем.

Слишком долгие разгоны при переключении передач.

Неправильный выбор передачи или несвоевременное переключение передач.

Перегрузка автомобиля.

Сильное сопротивление воздуха из-за повышенной «парусности» при высоком грузе.

При суетливом, нервном движении повышен расход бензина, а также износ шин и тормозных накладок, рессор и амортизаторов.

Движение в колонне с точки зрения расхода топлива неблагоприятно.

Причины преждевременного выхода из строя аккумуляторов:

Замыкание пластин вследствие перегрева при длительном замыкании в сети.

Пониженный или повышенный уровень электролита.

Длительная разрядка из-за неисправности регулятора напряжения.

Постоянная недозарядка.

Причины повышенного износа шин:

Пониженное или повышенное давление.

Неправильные углы установки колес.

Удары о препятствия.

Интенсивное торможение.

Буксование.

Перегрузка автомобиля.

Причины повышенного расхода масел и смазок:

Превышение уровня в картере двигателя.

Изношены поршневые кольца.

Перегрев двигателя.

Износ сальников клапанов.

(указанные причины приводят к попаданию большего количества масла в камеру сгорания, что не только увеличивает его расход, но и приводит к образованию нагара на днищах поршней и поверхности камеры сгорания, а это служит причиной ненормального режима горения смеси, потери мощности двигателя, повышенного расхода топлива).

Загрязнение сапунов в двигателе, коробке передач и заднем мосту, что приводит к повышению давления и продавливанию масла через неплотности в соединениях.

Повреждение защитных чехлов на сочленениях, смазываемых консистентными смазками.

Причины ускоренного износа сцепления:

Привычка держать ногу на педали.

Трогание с высокой передачи.

Перегрузка автомобиля.

Коробление ведомого диска.

Установка нового ведомого диска без шлифовки поверхности маховика и нажимного диска.

Причины ускоренного износа тормозных накладок:

Частое использование тормозной системы вместо торможения двигателем.

Установка новых накладок без шлифовки тормозных дисков или барабанов.

Причины ускоренного износа других деталей:

Недостаточная смазка.

Неверная регулировка при установке.