Обычно в электрогидравлических системах управления от двух до четырех соленоидов. Комбинации их включенного и выключенного состояний позволяют соответствующим образом управлять фрикционными элементами АКПП. Причем следует отметить, что для каждой модели трансмиссии присуща своя оригинальная комбинация состояния соленоидов на передачах. Ниже рассмотрим несколько наиболее типовых примеров совместной работы соленоидов переключения.

В четырехскоростной трансмиссии фирмы GMC 4Т60-Е, кинематическая схема и план угловых скоростей которой показаны на рис., для управления фрикционными элементами АКПП используются два соленоида (А и В). В табл. показаны состояния соленоидов переключения на каждой из четырех передач.

На первой передаче оба соленоида находятся во включенном состоянии. Во включенном состоянии соленоида А обеспечивается подвод давления основной магистрали в бустер управления блокировочной муфтой 4, а соленоида В в гидроцилиндр управления тормозом звена 5.

На второй передаче соленоид А выключен, в результате чего давление основной магистрали, благодаря перемещению плунжера клапана переключения 1-2, подводится вместо бустера блокировочной муфты 4 в бустер блокировочной муфты 2. Неизменное состояние соленоида В по-прежнему обеспечивает подвод давления в гидроцилиндр ленточного тормоза 5.

Таблица

Передача

Соленоид

А

В

1-я

Вкл.

Вкл.

2-я

Выкл.

Вкл.

3-я

Выкл.

Выкл.

4-я

Вкл.

Выкл.

1 - тормоз четвертой (повышающей) передачи;

2 - муфта второй и третьей передач;

3 - муфта обеспечения режима торможения двигателем;

4 - муфта первой и третьей (прямой) передач;

5 - ленточный тормоз обеспечения режима торможения двигателем на первой и второй передачах;

6 -муфта свободного хода обеспечения режима торможения двигателем;

7 - муфта свободного хода первой и третьей (прямой) передач;

8 - тормоз передачи заднего хода;

9 -ленточный тормоз первой и второй передач;

10 - муфта свободного хода первой и второй передач

Диапазон

Передача

Передаточное

отношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

101

Р

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

N

_

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

R

R

2,385

 

 

 

X

 

 

X

X

 

 

0D

1

2,921

 

 

 

X

 

 

X

 

X

X

2

1,568

 

X

 

*

 

 

 

 

X

X

3

1,000

 

X

X

 

 

X

 

 

X

 

4

0,705

X

X

*

 

 

 

 

 

X

 

D

1

2,921

 

 

 

X

 

 

X

 

X

X

2

1,568

 

X

 

*

 

 

 

 

X

X

3

1,000

 

X

X

X

 

X

X

 

X

 

2

1

2,921

 

 

 

X

*

 

X

 

X

X

2

1,568

 

X

 

*

X

 

 

 

X

X

1

1

2,921

 

 

X

X

X

X

X

 

X

X ]

* - элемент включен, но в формировании передаточного отношения не участвует.

На третьей передаче оба соленоида выключены. Выключенное состояние соленоида А обеспечивает, так же как и на второй передаче, включенное состояние блокировочной муфты 2. При выключении соленоида В в результате перемещения плунжера клапана переключения 2-3 из крайнего левого положения в крайнее правое происходит перераспределение давления основной магистрали, подводимого к клапану переключения 2-3, из гидроцилиндра ленточного тормоза 5 в бустер блокировочной муфты 3.

На четвертой передаче соленоид А вновь включается, а соленоид В остается выключенным. Таким образом, выключенное состояние соленоида В оставляет во включенном состоянии блокировочную муфту 3, а изменение состояния соленоида А приводит к тому, что давление основной магистрали подводится в гидроцилиндр дискового тормоза звена 1.

Для управления фрикционными элементами в трансмиссии фирмы Ford AX4S (AXODE) кинематическая схема и план угловых скоростей показаны на рис., используются три соленоида переключения (SS1, SS2, и SS3). Состояние каждого из трех соленоидов на каждой передаче показано в табл.

Принцип работы соленоидов при переключении с первой передачи на вторую показан на рис.

На первой передаче давление, поступающее к левому торцу плунжера клапана переключения 1 -2, удерживает этот плунжер в крайнем правом положении. Такое состояние плунжера перекрывает доступ давлению, подводимому к клапану переключения 1-2 от клапана выбора диапазона, к клапану управления тормозом второй передачи. Плунжер клапана управления тормозом второй передачи под действием пружины занимает крайнее левое положение и не позволяет тем самым маслу, подводимому от клапана выбора диапазона, пройти в бустер управления тормозом второй передачи.

Таблица

Положение

рычага

выбора

диапазона

Передача

Наличие

режима

торможения

двигателем

SS1

SS2

SS3

P.R.N

-

Нет

Выкл.

Вкл.

Выкл.

D

1-я

Нет

Выкл.

Вкл.

Выкл.

2-я

Есть

Вкл.

Вкл.

Выкл.

3-я

Нет

Выкл.

Выкл.

Вкл.

4-я

Есть

Вкл.

Выкл.

Вкл.

3

1-я

Нет

Выкл.

Вкл.

Выкл.

2-я

Есть

Вкл.

Вкл.

Выкл.

3-я

Есть

Выкл.

Выкл.

Выкл.

2

2-я

Есть

Вкл.

Вкл.

Выкл.

3-я

Есть

Выкл.

Выкл.

Выкл.

При запитывании соленоида SS1 его клапан перекрывает доступ давления основной магистрали к левому торцу плунжера клапана переключения 1-2. Это приводит к соответствующим перемещениям плунжеров клапана переключения 1-2 и клапана управления тормозом второй передачи, в результате чего в бустер тормоза второй передачи поступает давление основной магистрали.

1 - ленточный тормоз четвертой (повышающей) передачи;

2 - муфта переднего хода;

3 - муфта свободного хода первой передачи;

4 - муфта третьей (прямой) передачи;

5-муфта свободного хода третьей (прямой) передачи;

6 - муфта второй передачи;

7 - тормоз передачи заднего хода;

8 - ленточный тормоз первой и второй передач.

Диапазон

Передача

Передаточное

отношение

1

2

3

4

5

6

7

8

R

R

2,263

 

X

 

 

 

 

X

 

D

1

2,77

 

X

X

 

 

 

 

X

2

1,543

 

X

 

 

 

X

 

X

3

1,00

 

X

 

X

X

X

 

 

4

0,694

X

 

 

X

 

X

 

 

1

1

2,263

 

X

X

X

X

 

X

X

В трансмиссиях фирмы Chrysler 41 ТЕ и 42LE, кинематическая схема и план угловых скоростей которых показаны на рис., использована достаточно уникальная система управления переключением передач.

Управление работой фрикционных элементов коробки передач и блокировочной муфтой гидротрансформатора осуществляется с помощью четырех соленоидов, работающих в режиме широтно-импульсной модуляции. Каждый из этих четырех соленоидов отвечает за управление соответствующим фрикционным элементом АКПП. Причем масло поступает в бустер управления фрикционного элемента непосредственно из соленоида переключения.

Блок управления с помощью соленоидов переключения регулирует процесс нарастания давления во фрикционных элементах управления АКПП, соизмеряя его с моментом двигателя, внешними условиями движения автомобиля и манерой управления водителя. С помощью соленоидов, работающих в режиме широтно-импульсной модуляции, компьютер имеет возможность изменять величину и время нарастания давления для каждого фрикционного элемента отдельно, что позволило значительно улучшить качество процесса переключения передач.

На схеме показано состояние гидравлической части системы управления на 1-й передаче.

Гидравлическая часть системы управления трансмиссий 41 ТЕ и 42LE включает в себя клапан переключения соленоида управления тормозом L/R, который при движении на второй, третьей и четвертой передачах переключает этот соленоид с контура управления тормозом на контур управления блокировочной муфтой трансформатора. Для того чтобы соленоид вновь начал управлять тормозом L/R, необходимо выполнение определенной последовательности условий, что обеспечивает блокировку включения тормоза L/R на других передачах в случае выхода из строя этого соленоида.

Однако следует отметить, что в трансмиссиях 41ТЕ и 42LE обеспечить требуемое качество переключения передач не удается, поэтому для смягчения процесса нарастания давления а бустере каждого фрикционного элемента в контурах управления установлены небольшие гидроаккумуляторы.

В системе управления переключением передач используются два нормально открытых соленоида и два нормально закрытым Это позволяет в случае обесточивания системы управления обеспечить движение автомобиля на второй передаче.

Принцип работы системы управления трансмиссиями фирмы Mitsubishi 4FA4 и 4FA5, кинематическая схема которых показана на рис., весьма схож с принципом работы систем управления трансмиссий фирмы Chrysler 41ТЕ и 42LE.

2 - тормоз второй и четвертой передач (2-4);

3 - тормоз первой передачи (L-R);

6 - муфта понижающих передач (UD);

7 - муфта четвертой (повышающей) передачи (00);

8 - муфта передачи заднего хода ®.

Передача

Передаточное

отношение

 

7(00)

8(R)

2(2-4)

5 (L-R)

Р

-

 

 

 

 

X

R

-2,21

 

 

X

 

X

N

-

 

 

 

 

X

1

2,74

X

 

 

 

X

2

1,54

X

 

1

X

 

3

1,00

X

X

 

 

 

4

0,69

 

X

 

X

 

В системе управления трансмиссий 4FA4 и 4FA5 используются пять соленоидов, причем все они работают в режиме широтно-импульсной модуляции. Один соленоид предназначен для управления блокировочной муфтой гидротрансформатора, а четыре используются для переключения передач. Причем каждый из соленоидов переключения передач управляет, так же как и соленоиды переключения трансмиссий 41 ТЕ и 42LE, только одним фрикционным элементом. Однако в отличие от трансмиссий 41 ТЕ и 42LE, эти соленоиды не формируют давление непосредственно в гидроприводе фрикционных элементов, а осуществляют управление соответствующими клапанами, с помощью которых и происходит непосредственное формирование давления в бустерах фрикционных элементов АКПП. Такое решение несколько усложняет гидравлическую часть системы управления, но зато позволяет использовать соленоиды меньшей мощности.

1. Масляный радиатор

2. Гидротрансформатор

3. Бустер тормоза L-R

4. Бустер тормоза 2-4

5. Бустер муфты UD

6. Бустер муфты ОО

7. Бустер муфты R

8. Клапан переключения соленоида управления тормозом L-R

9-12. Аккумулятор

13. В систему смазки АКПП

14. Клапан переключения контуров гидротрансформаторов

15-17. Датчик давления

18. Соленоид управления тормозом L-R

19. Соленоид управления тормозом 2-4

20. Соленоид управления муфтой UD

21. Соленоид управления муфтой OD

22. Клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора

23. Регулятор давления

24. Клапан выбора диапазона

25. Насос

26. Фильтр

27. Смазка цепной передачи

2 - тормоз второй передачи;

3 - тормоз первой передачи и передачи заднего хода;

6 - муфта понижающих передач;

7 - муфта повышающей передачи;

8 - муфта передачи заднего хода.

Диапазон

Передача

Передаточное

отношение

2 (2ND)

3 (LR)

6 (UD)

7(00)

8 (REV)

Р

-

 

 

X

 

 

 

N

_

 

 

X

 

 

 

R

R

2,48

 

X

 

 

X

D

1

2,84

 

X

X

 

 

2

1,53

X

 

X

 

 

3

1,0

 

 

X

X

 

4

0,712

X

 

 

X

 

3

1

2,84

 

X

X

 

 

2

1,53

X

 

X

 

 

3

1,0

 

 

X

X

 

2

1

2,84

 

X

X

 

 

2

1,53

X

 

X

 

 

L

1

1,53

 

X

X

 

 

На схеме показано состояние гидравлической части управления на 1 -й передаче.

1. Муфта передачи заднего хода;

2. Тормоз первой передач и передачи заднего хода;

3. Тормоз второй передачи;

4. Муфта понижающих передач;

5. Муфта четвертой передачи;

6. Гидроаккумулятор; .

7. Шариковый клапан;

В. Блокировочная муфта гидротрансформатора;

9. Клапан безопасности А;

10. Клапан безопасности В;

11. Клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора;

12. Переключающий клапан;

13. Масляный радиатор;

14. В систему смазки;

15. Клапан регулирования давления в бустере муфты первой передачи и передачи заднего хода;

16. Клапан регулирования давления в бустере тормоза второй передачи;

17. Клапан регулирования давления в бустере муфты понижающих передач;

18. Клапан регулирования давления в бустере муфты четвертой передачи;

19. Соленоид управления блокировочной муфтой гидротрансформатора;

20. Соленоид управления тормозом первой передачи и передачи заднего хода;

21. Соленоид управления тормозом второй передачи;

22. Соленоид управления муфтой понижающих передач;

23. Соленоид управления муфтой четвертой передачи;

24. Соленоид управления блокировочной муфтой гидротрансформатора;

25. Регулятор давления;

26. Клапан выбора диапазона;

27. Масляный фильтр;

28. Масляный насос;

29. Масляный фильтр;

30. Масляный фильтр (встроенного типа);

31. Предохранительный клапан.

32. Масляный поддон.