К концу 1994 года каждый из ведущих производителей автомобилей США уже обладал собственной программой гарантии качества, разработанной для конкретных поставщиков. На основе этих программ тройка автомобильных компаний плюс производители грузовиков Freightliner, Mack, Navistar International, Paccar и Volvo-GM разослали по почте новый документ гарантии качества 13 тысячам поставщиков, работающих в этой индустрии. Этот документ включал “дословное воспроизведение требований, содержащихся в стандарте ISO 9001 (один из документов семейства ISO 9000), плюс все дополнительные требования, на основе которых эти восемь фирм - производителей автомобилей могут приходить к согласию”18. Эти компании-производители автомобилей потребовали также от 13 тысяч поставщиков, чтобы их поставщики тоже придерживались принципов качества, сформулированных в документе. Эго пример концепции цепи поставок в действии.

Система JIT II

Систему JIT, усовершенствованную фирмой - производителем аудиосистем BOSE (Фремингем, штат Массачусетс), называют JIT II. Эта система подразумевает тесную интеграцию покупателя и продавца и используется при закупках в промышленных масштабах. “На практике вместо покупателя и продавца мы видим, что сотрудник фирмы-поставщика сидит в офисе своего клиента в отделе, занимающемся закупкой. Он уполномочен принимать заказы на закупки у клиента и размещать заказы, по сути, у самого себя. Сотрудник фирмы-поставщика, работающий на заводе, также уполномочен заниматься “совместной работой” там, где находится завод, посещая все совещания по проектированию и дизайну, затрагивающие сферу производства данной компании”19.

Если такая совместная деятельность осуществляется правильно, то система JIT II должна устранять излишки запасов продукции, которые бывают и у покупателя, и у продавца, участвующих в совместной работе. Кроме того, покупатель и продавец могут более эффективно составлять перспективные планы. В сущности, компания BOSE пользуется знаниями и опытом персонала своих поставщиков для улучшения качества продукта и сокращения затрат. BOSE Corporation имеет подобные отношения с несколькими фирмами, создавая стоимость с помошью подобного стратегического партнерства.