Природа продукта также сильно влияет на выбор уровня обслуживания клиентов. Один из важнейших аспектов, связанных с природой продукта, - заменяемость; под ней подразумевается число однотипных товаров, из которых может выбрать клиент, чтобы удовлетворить свои потребности. Если фирма стала почти монополистом в каком-то важном товаре, то высокий уровень обслуживания клиентов не нужен, потому что клиент, нуждающийся в данном продукте, купит его при любом разумном уровне предоставляемого сервиса. Но если существует множество товаров, имеющих примерно одинаковое назначение, то стандарты сервиса приобретают особую важность с точки зрения конкурентоспособности на рынке. Нужно также следить за тем, чтобы не истек срок годности товара. Для продукта, который только начинают представлять на рынке, нужна сервисная поддержка, отличная от той, которая требуется “зрелому” или “стареющему”, идущему на спад, продукту. Профессор Дж. Кавинато по поводу перехода товара в фазу спада кривой жизненного цикла отметил следующее.

В стратегиях закупки и распределения на фазе спада особый акцент делается на контроле и регулировании денежных операций. Управление запасами - и менеджмент материалов в целом - более важны и решающие, чем когда-либо. С точки зрения поступления наличных денег запас таких товаров рассматривается как плохой второсортный товар. Бухгалтера требуют от отделов, занимающихся менеджментом материалов и распределением, оценить запасы, чтобы их списать из-за устаревания. При этом расходование средств редко принимается во внимание. Разукомплектование изделий (для использования исправных компонентов) и использование освободившегося пространства склада для хранения других товаров намного важнее24.