Некоторые авиакомпании используют изготовленные из легких металлов контейнеры размером 2438x2438x6096 мм (8x8x20 футов), которые воздушные и автомобильные перевозчики эксплуатируют совместно. Что же касается воздушных перевозок, то только самые большие авиалайнеры могут перевозить контейнеры такого размера. Большинство других контейнеров для авиаперевозок имеют нестандартную форму, определяемую контурами фюзеляжа, в котором они должны поместиться.

Производственные фирмы часто получают от своих поставщиков комплектующие, загруженные в сделанные на заказ повторно используемые каркасы, которые затем возвращают поставщику. Эти каркасы имеют некоторые характеристики поддонов, их можно грузить с помошью механического оборудования и, в принципе, они позволяют максимально использовать пространство внутри транспортного средства.

Погрузочное оборудование

Следующий этап в блочных грузоперевозках - это укладка поддонов (грузовых единиц) в ожидающий грузовой автомобиль с прицепом, железнодорожный вагон или в контейнеровоз. На рис. 5.15 показана распечатка схемы размещения грузов, составленной компьютерной программой планирования погрузки; на схеме предлагается способ загрузки контейнера картонными коробками разных размеров и указывается, где следует разместить грузы для нескольких клиентов. Эта программа “знает”, например, что некоторые ящики нельзя ставить на бок, а также нельзя ставить на них сверху другие ящики.

Между поддонами нужно оставлять небольшие зазоры для облегчения процессов за-грузки-выгрузки. Для заполнения узкого пустого пространства используется крепление или компактные надувные подушки для уплотнения укладки груза. При надувании эти подушки заполняют пустое пространство и функционируют одновременно как амортизатор и как крепление. Надувные подушки для уплотнения укладки груза показаны на рис. 5.16. При использовании любого крепления или амортизирующего приспособления нужно учитывать, что груз подвергается воздействию сил со всех сторон. На рис. 5.17 показаны пять видов воздействий, которые испытывает груз на суше и на воде. Грузы, перевозимые по морю, подвержены действию гораздо большего числа сил, чем показанные на рисунке, поскольку судно, качающееся на волнах, подвергается действию сил переменной величины и со всех сторон. Даже если груз закреплен должным образом, повредить его могут самые разные воздействия: постоянная вибрация ослабляет винты в оборудовании или приводит к оседанию содержимого некоторых подушек или упаковок, в результате чего они хуже поддерживают товары, находящиеся над ними. Поэтому товары, которые могут осесть, перед загрузкой подвергают тряске на специальном вибростенде, что вызывает быстрое оседание груза.