Во-вторых, вошло в практику широкое использование контрактов, заключаемых в результате переговоров между грузоотправителями и перевозчиками. В ходе переговоров грузоотправитель может точно выразить необходимые и нежелательные ему условия и требования, а также отражает это в окончательной цене, которую он готов заплатить за определенные услуги.

В-третьих, сейчас грузовые перевозчики не ограничены в разнообразии предлагаемых ими услуг. Профессор Дж. Сток отмечает следующее.

До отмены регулирования покупка транспортных услуг была в некоторой степени явно корпоративной привилегией из-за регулируемого ценообразования и контроля за оказанием услуг. После отмены регулирования некоторые перевозчики, не желающие оставаться частью недифференцированного рынка с одной только ценой в качестве конкурентной переменной, разработали стратегии, позволившие им выделиться из остальной массы перевозчиков17.

Дж. Сток также описывает, как некоторые транспортные компании открывают грузоотправителям доступ к компьютерам компании, чтобы следить за движением груза; предоставляют грузоотправителям ежемесячные анализы их грузовых потоков; управляют материальными запасами грузоотправителей и обеспечивают складское хранение. Эти дополнительные услуги помогают перевозчику создавать стратегические альянсы со своими клиентами.

Теперь обобщенно сравним виды транспорта, чтобы оценить их существенные различия. Используя текущие национальные статистические данные по видам транспорта, ориентировочно определим доходы от междугороднего транспорта, объем перевозок в тонно-километрах и на этой основе оценим стоимость одного тонно-километра по каждому виду транспортных средств. Тонно-километр - это груз массой в одну тонну, перевозимый на расстояние в один километр. Стоимость транспортирования по трубопроводу составляет около 0,8 цента на один тонно-километр, стоимость перевозки водным транспортом стоит на втором месте и составляет 1,1 цента на один тонно-километр. Железнодорожные перевозки стоят почти в два раза дороже - 1,8 цента на тонно-километр. Стоимость перевозок автотранспортом еще выше, более чем в десять раз - 22,4 центов на тонно-километр, и, наконец, стоимость воздушной транспортировки составляет 55,3 цента на тонно-километр.