Функции транспортных подразделений были компьютеризированы в последнюю очередь, в основном из-за сложностей с тарифными ставками. В настоящее время крупные перевозчики либо размещают тарифную информацию на сетевых компьютерах, к которым через Internet имеют доступ грузоотправители, либо рассылают ее на компакт-дисках для персонального компьютера (см. главу 6). Для менеджеров по перевозкам существуют сотни специализированных компьютерных программ. Кроме того, они могут использовать возможности таких программ, как Lotus 1-2-3. Авторы статьи в одном коммерческом журнале описывают, как фирма Ray-O-Vac использовала программу Lotus для выполнения тринадцати функций, включая следующие.

1. Определение скидок, предоставляемых клиенту, который комплектует 1руз.

2. Подача исковых заявлений.

3. Мониторинг экспортно-импортных перевозок.

4. Учет и отслеживание движения поддонов.

5. Анализ расхода топлива.

6. Хранение используемых LTL-ставок в соответствии с почтовыми индексами (ZIP).

7. Хранение используемых объемных нормативов.

Кроме того, можно отследить движение грузов между предприятиями, распределительными центрами и потребителями. И наконец, можно с помощью текстового редактора подготавливать письма перевозчикам с указанием предпочитаемых фирмой Ray-О-Vac маршрутов3.

В последующих разделах этой главы обсуждаются основные обязанности современного экспедиционно-транспортного отдела. Однако предварительно следует отметить, что менеджеры по перевозкам принимают участие в различных операциях фирмы. Они помогают маркетологам устанавливать грузовые тарифы для заинтересованных сторон, предлагая скидки, величина которых определяется экономией транспортных расходов. Кроме того, они выбирают перевозчиков и маршруты транспортирования, надежные в плане доставки товара. Менеджеры по перевозкам помогают сотрудникам производственного подразделения советами при упаковке и обращении с отправляемыми товарами и обеспечивают предоставление адекватных транспортных средств. На рис. 7.1 показан небольшой, принадлежащий грузоотправителю, маневровый локомотив, используемый для передвижения вагонов по территории главного промышленного комплекса.