Если грузовой перевозчик или грузоотправитель не могут разрешить спор об иске по потерям и повреждениям, то спор разрешается в судебном порядке. Существуют ограничения по времени, в течение которого должно быть подано исковое заявление. Следует отметить, что при подаче искового заявления грузоотправитель или консигнатор оплачивает связанные с этим административно-хозяйственные расходы.

Сложнее всего при составлении иска определить точную сумму ущерба в денежном выражении. Закон предписывает, что обычный грузовой перевозчик несет ответственность за все фактические убытки, которые понес грузоотправитель или консигнатор. Как можно определить сумму убытков? Обычно используют следующее эмпирическое правило, построенное на основной идее федеральных законодательных актов, которые определяют ответственность и предписывают размер возмещения убытков: владельцу должны быть полностью возмещены фактически понесенные им потери в денежном выражении; или, другими словами, грузовой перевозчик должен вернуть владельца в то финансовое состояние, которое он занимал бы при отсутствии потери и повреждения20.

Сумма полного убытка, подлежащая возмещению, зависит от различных факторов и должна правильно определяться в каждом конкретном случае. Допустим, что розничный торговец, которому принадлежат товары, получает их через обычного грузового перевозчика и что товарам нанесены повреждения, не подлежащие исправлению. Возникает вопрос: “Исходя из какой цены - оптовой или розничной, следует возмещать убытки розничному торговцу?” Если поврежденные товары шли бы на обычное пополнение товарных запасов, то розничному торговцу следует возместить ущерб по оптовой цене, плюс транспортные издержки (если они уже оплачены), поскольку розничная цена еше не использовалась. Но возможен случай, когда товар заказан специально для потребителя. Если прибывший товар оказывается поврежденным, то клиент розничного торговца может заявить, что он не будет больше ждать и отказывается от своего заказа. В этой ситуации розничный торговец имеет право на возмещение по розничной цене, поскольку он мог заработать прибыль, если бы грузовой перевозчик надлежащим образом выполнил свои обязательства.