Другая сложная проблема во взаимоотношениях перевозчика с грузоотправителем возникает в случае неявных потерь и повреждений. Если груз прибывает поврежденным и повреждение будет обнаружено до принятия товаров грузополучателем, то вопрос ставится не об ответственности перевозчика, а о сумме возмещаемого им ущерба. Однако оперировать скрытыми потерями или повреждениями товара труднее, поскольку внешняя упаковка может быть и не повреждена. Грузополучатель только позже вскроет упаковку и обнаружит, что товар или поврежден, или отсутствует. Принимая это во внимание, перевозчики не склонны платить в ответ на иск по скрытым потерям или повреждениям по двум причинам. Если упаковка не имеет внешних повреждений, то весьма вероятно, что продукт был ненадлежащим образом защищен внутри упаковки. В этом случае перевозчик освобождается от ответственности, поскольку в несоответствующей упаковке виноват грузоотправитель. Кроме того, не исключается, что служащие грузополучателя повредили или похитили товар.

Рис. 7.10. Форма иска по потерям и повреждениям, используемая грузоотправителями

Источник. Любезно предоставлено Zellerbach Paper Company, Сан-Франциско.

После отмены регулирования перевозок число исков уменьшилось, так как теперь, еще во время переговорного процесса, грузоотправитель может согласиться снять с перевозчика часть ответственности за сохранность груза в ответ на более низкие транспортные расходы. Это позволяет грузоотправителю и перевозчику оперировать ответственностью за груз при определении стоимости перевозки, в частности железная дорога может соглашаться на удельно-стоимостные ставки, которые предусматривают предельную (обычно ниже действительной) стоимость единицы массы груза в случае подачи искового заявления. При предъявлении иска железнодорожные перевозчики рассчитываются за потери или повреждения груза по этим пониженным удельно-стоимостным ставкам. “Закон четко разрешает железнодорожным перевозчикам заключать договоры, в которых определены все условия транспортирования груза, включая и те, что относятся к обязательствам”21. Закон об автотранспортных перевозчиках 1980 года внес аналогичные изменения в требования, касающиеся обязательств автоперевозчика, однако никоим образом не исключил эти требования.