В главе подробно рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на размещение объектов, и описаны некоторые простейшие методы выбора мест расположения основных объектов и их передислокации.

Существенное влияние на принятие решений о размещении объектов оказало совершенствование средств связи. Например, в настоящее время можно дистанционно выявлять неполадки в работе электронного оборудования и даже передавать программы устранения неисправностей. Телемаркетинг, персональный компьютер и телефонный маркетинг изменили функционирование розничных торговых точек. Теперь для ввода информации можно использовать низкооплачиваемый труд служащих вдали от крупных городов. Например, службы резервирования мест на авиаперевозки пассажиров и грузов часто располагают в небольших городках, откуда благодаря доступности и устойчивости связи они обслуживают всю страну.

Эта глава посвяшена традиционному подходу к размещению производственных мощностей, который, однако, зачастую подвергается критике, например, со стороны Джорджа Сталка и Томаса Хоута.

В традиционной модели деятельности фирмы утвердилось создание максимальной стоимости при наименьших затратах. В последнее время формула этой модели расширена и выражается в создании максимальной стоимости при наименьших затратах и за кратчайший период времени. Конкуренты нового поколения используют гибкие предприятия и операции, позволяющие быстро отреагировать на изменение спроса потребителей, расширяя ассортимент товаров и повышая уровень новаций. Компания, строящая свою стратегию на таком подходе, более конкурентоспособна по сравнению с компанией, имеющей традиционную стратегию, основанную на низкой заработной плате, масштабе деятельности или каком-либо ином факторе. Прежние традиционные стратегии, делающие ставку на снижение издержек, требуют, чтобы менеджеры направили все усилия на достижение этой цели: переводили бы производство в страны с низкими трудовыми затратами; строили бы новые или объединяли старые заводы, чтобы достичь экономии от масштаба производства. При этом издержки действительно снижаются, но за счет оперативности реагирования на потребности потребителей, а это - дело опасное'.