В ABC-анализе могут использоваться различные критерии, например критерием может служить стоимость товаров, рентабельность или частота заказов на товар. Критерием может быть важность товара для других партнеров в цепи поставок. Так, фирма, поставляющая лекарственные средства больницам, должна иметь критический запас определенных наименований лекарств, наиболее важных для здоровья людей.

"'Мертвые" запасы

Некоторые менеджеры материальных запасов используют ABCD-анализ, при котором в группу D включают товары, на которые либо уже нет спроса, либо их уже больше не выпускают - “отжившие” товары. Товар может быть “мертвым” также в смысле учета, когда он полностью обесценен, и его стоимость списана. При наличии “мертвых” запасов менеджер часто пытается реализовать такие товары через сделку, формируя для этого наборы с другими более привлекательными товарами. Однако перед этим нужно обязательно убедиться, что на них не оформлен заказ. При оформлении сделки на “мертвые” запасы нужно также проследить, чтобы не осталось непроданных единиц товара.

Некоторые “мертвые” товары можно подарить благотворительным организациям, обычно с последующим зачетом списанной суммы в счет частичной уплаты налогов. На рис. 9.5 приведена реклама сервисной фирмы, которая помогает компаниям находить адресатов для дарения “мертвых” товарно-материальных запасов.

Рис. 9.5. Реклама сервисной фирмы, помогающей передавать на благотворительные цели излишки товарно-материальных запасов

Источник. Любезно предоставлено Educational Assistance, Ltd., Glen Ellyn, IL 60137.

Сделки

Использование сделок уже вкратце рассматривалось в случае реализации “мертвых” материальных запасов. Но, кроме “мертвых” запасов, иногда производитель или оптовый продавец имеет излишние материальные запасы с большим количеством наименований неходовых товаров. Чтобы освободить склад, производитель или оптовый торговец может предложить розничному торговцу сделку на определенную партию товара, включающую желательные и нежелательные товары. Цену устанавливают такую, что оптовый торговец вероятнее всего купит товар, несмотря на то, что в партии есть неходовой товар, который трудно перепродать, кроме как по низкой цене. Когда партия такого товара прибывает на склад розничного торговца, она пополняет запасы других неходовых товаров, уже имеющиеся на складе, что усложняет эффективное управление запасами. Например, сразу после внедрения в производство цветных телевизоров, неожиданно ставших очень популярными, у производителей осталось много непроданных чернобелых телевизоров, и дилеры брали их только в совместных наборах с цветными телевизорами при условии, что цена цветного телевизора в такой сделке оказывалась ниже, чем при закупке только цветных телевизоров.