Следует отметить, что упомянутое здесь решение появилось еще в ходе маркетинговых мероприятий, когда производитель грузовых автомобилей хотел дать рекламу о сети обслуживания автомобилей и поставках запчастей в масштабах всей страны. Сейчас почти все вопросы товарно-материальных запасов связаны с маркетингом и обслуживанием потребителей. Редко принимаются или вообще никогда не принимаются решения, не учитывающие реакцию потребителей и рекомендации маркетологов. Так, в 1980-е годы во время голода в Эфиопии благотворительные организации предпочли использовать для оказания помощи голодающим грузовые автомобили компании Mercedes, поскольку в Эфиопии существовала дилерская сеть фирмы Mercedes, которая могла снабжать запасными частями.

Компания FedEx, специализировавшаяся на быстрой воздушной доставке посылок на территории Соединенных Штатов Америки, имеет товарный склад для своих клиентов в узловом аэропорту вблизи Мемфиса. Клиенты держат на этом товарном складе свои запасные части и при необходимости дают указание компании FedEx отправить их по назначению. Многие другие компании также предлагают услуги, связанные с “банком запасных частей”. Реклама одной из них показана на рис. 9.7.

Проблемы налогообложения материальных запасов

Во многих странах запасы облагаются налогом по установленной ставке. Закон обычно определяет дату оценки стоимости имущества для налогообложения. Менеджеры-логисты стремятся по возможности минимизировать товарно-материальные запасы на день оценки. Для этого отгружаются все принятые заказы потребителей, а поступающие собственные заказы, наоборот, притормаживаются, хотя поставщику в них не отказывают. Вот что пишет на этот счет Journal of Commerce.