Рис 12.1. Экран монитора при использовании компьютерной мсщели для анализа цепи снабжения

Источник. Любезно прсдостаатено Mercer Management Consulting, Чикаго, штат Иллинойс.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗОМ

На что ставить акцент при выполнении логистического системного анализа7Ответ на этот вопрос представляет собой самую главную и сложную часть задачи Стоит ли \делить особое внимание деятельности рабочих на приемной погрузочной платформе, расположению этой платформы или, может быть, расположению здания в логистическом окружении? Следует ли так тщательно обрабатывать заказы? Адекватны ли стандарты обслуживания заказчика затратам и следует ли автоматизировать функцию обработки заказа? Что делает конкурент?

Глубина системного анализа ограничена только фантазией аналитика и суммой финансовых средств, которую пожелает выделить фирма или клиент на проведение анали за Необходимость и глубину проведения системного анализа можно установить с помощью опросного листа, пример которого, составленный одним из консультантов, показан в табл. 12.1. Если набрано много очков, что соответствует высокой потребности в системном анализе, то консультант советует "провести анализ стратегии для переориентации функций логистики, теснее связав их с бизнес-стратегией компании".

Таблица 12.1. Опросный лист, используемый для определения необходимости анализа логистического управления и бизнес- стратегии фирмы

Для определения необходимости анализа своего бизнеса ответьте на следующие ключевые вопросы, касающиеся логистической стратегии...

Характер изменений

Отвечая на вопрос, обведите кружочком число очков соответствующего ответа

Значительный

Умеренный

Незначительный

Отсутствует

♦ Рынки компании

1 Открыла (закрыла) ли ваша фирма в последнее время новые сегменты рынка, что привело к расширению логистических функций и дополнительному обслуживанию клиентов?

6

4

2

.0

2. Произошли ли изменения в грузах, отправляемых клиентам (оптовым торговцам, дистрибьюторам, розничным торговцам и т. д) вашей компании?

9

6

3

0

♦ Продукция компании

3. Увеличилось (уменьшилось) ли число производственных линий в вашей компании7

6

4

2

0

4. Выявил ли последний проведенный АВС-анализ разницу в объеме выпуска основной и вспомогательной продукции?

А

3

2

0

♦ Обслуживание клиента

5 Выявил ли последний опрос клиентов какие-либо проблемы?

4

3

2

0

6. Возрос ли за последнее время уровень жалоб со стороны клиентов?

4

3

2

0

7 Произошли ли какие-либо изменения в обеспечивающих системах или в обработке заказов, которые вызвали изменение времени выполнения заказа?

6

4

2

0

8. Были ли такие изменения в системе, которые повлияли на уровень материальных запасов, в результате чего увеличился дефицит?

6

4

2

0

♦ Логистические операции

9. Вызвали ли такие производственные факторы, как стоимость рабочей силы или оборудования, изменения в местоположении и/или характере операций?

6

4

2

0

10. Повлияло ли изменение объема закупок, продаж или изменение технологического процесса на тип, качество, упаковку, количество или размер упакованного продукта’

6

4

2

0

Окончание табл. 12.1

J.w определения необходимости анализа своего бизнеса ответьте на следующие ключевые вопросы. касающиеся логистической стратегии...

i

Характер изменений

Отвечая на вопрос, обведите кружочком число очков соответствующего ответа

Значительный

Умеренный

Незначительней

Отсутствует

11. Повлиял ли маркетинг на характеристики рекламируемого продукта (объем, цикл, регулярность)?

6

4

2 '

0

12 Достигли ли вы производственной мощности существующего оборудования по объему или материальным запасам?

9

6

3

0

13 Появились ли новые регулярные перевозки выпускаемой продукции хотя бы в два пункта распределения?

6

4

2

0

• Транспортные операции

4 Изменился ли вид отправляемого груза (TL, Л1 парцельный и т.д.)?

6

4

2

0

15 Изменился ли объем перемещений входящих и выходящих товаров компании обычным способом, принятым для погрузки товара?

6

4

2

0

• Производственные операции

16. Изменила (ввела) ли компания новые источники материального снабжения?

9

6

3

0

7. Изменилась ли производственная мощность существующего производственного оборудования?

6

4

2

0

18 Часто ли компания вносит изменения в производственный график и в номенклатуру закупок?

4

3

2

0

♦ Другое

19 Возросли ли (в процентах от объема продаж) заняты к распред еление и транспортные издержки?

9

6

3

0

20 Произошли ли внутренние структурные изменения в фирме, которые привели к интеграции или сегрегации первичных производственных единиц?

9

6

3

0

С . ума очков

I Если вы набрали

1 • Меньше 40 - следует проанализировать вспомогательные процессы и операции и выработать меры для их усовершенствования.

• Между 40 и 70 - следует выделить первостепенные проблемы и построить анализ таким образом, чтобы решить их в рамках существующей стратегии.

» Свыше 70 - следует провести анализ стратегии для п реориентации функций логистики, теснее связав их с бизнес-стратегией компании.

Другая важная проблема связана с временным периодом, необходимым для воплощения новой идеи. Некоторые усовершенствования можно выполнить, проведя лишь определенные корректировки в пределах цепи снабжения, но без изменения самой цепи. Можно изменить процедуры заказа или процесс упаковки, можно принять решение об объединении всех товарных складов в единую компьютерную сеть. Более серьезные изменения, например изменение количества или месторасположения центров распределения, потребуют для реализации значительно больше времени. Может произойти наложение двух систем во времени когда старая система будет выводиться, а новая - вводиться в действие. В этот период очень сложно поддерживать надлежащий уровень обслуживания потребителей. Продолжительные изменения, требующие для выполнения от двух до пяти лет, вытекают из решений по реорганизации всей логистической системы фирмы и ее взаимоотношений с другими компаниями в цепи поставок.