Поо1е изучения 15 ситуаций в базу знаний были внесены соответствующие изменения и дополнения. Каждый вечер, обсуждая достоверность результатов, исследователи добавляли приблизительно 40 новых правил. Кроме того, ежедневно модифицировалось еще примерно 20 уже существующих привил, чтобы облегчить восприятие и понимание привил и выдаваемых программой советов. Не меньше пяти правил каждый вечер аннулировались. Иногда удаленное из программы правило заменят на три-четыре более детализированных правила26.

Окончательная версия разработанной экспертной системы 1МА содержала 441 правило, которые оценивали важность решаемой залами.

Несколько раньше Р. Пишароли изучил процесс выбора грузового перевозчика, используя опрос менеджеров по перевозкам, предоставивших по его просьбе перечень действий, которые они осуществили бы при выборе грузового перевозчика, рассматривая примерно такую ситуацию.

Вы только что получим поручение компании отправить LTL-груз с помощью обычного автоперевозчика к потребителю, который находится примерно в тысяче миль от вашего склада. Раньше вы никогда не отгружали грузы этому потребителю. Доставка оплачивается на условиях FOB. Отгружаетея товар, который вы отправляли чаще всего в количестве, среднем для партий груза этого товара27.

На бланке в самом верху был напечатан первый этап перечня действий - “Получить основные инструкции по отгрузке”, в самом низу перечня -последний этап - "График отгрузки”, а между ними было оставлено место еще для 15 действий Респонденты составили список, куда в обшем входило 120 действий, но больше половины из них упоминалось только один раз. Затем провели ранжирование действий, и каждому действию был присвоен ранг. Низший ранг присваивается действию, выполняемому первым, а наивысший - действию, выполняемому последним. Затем перечень действий отфильтровали таким образом, что в нем остались действия, упомян\-тые 5% респондентов; это позволило сократить список до 32 действий. Оставив в списке только те действия, которые назвали 10% опрошенных, его еще уменьшили до 24 действий. И наконец, оставив в списке действия, упомянутые 20% и опрошенных больше, его сократили до 15 (в порядке выполнения): проверка отгрузочных спецификаций; определение пунктов назначения; определение грузовых перевозчиков, которые обслуживают по схеме место происхождения-место назначения; определение грузовых перевозчиков, которые напрямую обслуживают место назначения; определение маршрутных ориентиров; определение грузового тарифа; выбор маршрута; анализ прежних грузовых тарифов перевозчиков, услуг и выполнения требований; определение времени транспортировки отобранными перевозчиками; определение грузового перевозчика, который может обеспечить услуги по самой низкой цене; оценка грузовых перевозчиков по качеству услуг и издержкам; выбор грузового перевозчика; контакт с выбранным перевозчиком; составление графика отгрузки; совещание с отделом отгрузок об отправке и маршруте28. Процедуру, аналогичную описанной Р. Пишароди можно использовать для внедрения экспертной системы по определению логической взаимосвязи определенных этапов стандартных операций.