Способность продукта к утилизации добавляет его стоимость, поскольку первый покупатель понимает, что в какой-то момент времени эта товарная единица может быть перепродана другому клиенту Производители автомобилей хвастаются, что, выполнив определенную работу с бывшим в употреблении автомобилем, они могут перепродать его по первоначальной стоимости В компании Apple Computer каждый десятый служащий занимается утилизацией компьютеров. Устаревшие компьютеры или продаются служащим, или передаются в школы

Рынки, на которых фшурпруют утилизируемые товары, различаются по сложности и номенклагуре. Торговля подержанными автомобилями существует с начала производства автомобилей. Относительно новым рынком являются выброшенные баночки из-под напитков. Основные производители алюминия заключили долгосрочное соглашение на выкуп баночек; в свою очередь, местные предприятия по переработке отходов разработали процедуры сбора и утилизации баночек. В частности, благодаря поддержке производителей алюминия и предприятий вторичной переработки, цена за одну тонну использованных алюминиевых баночек (от 600 до 1000 долларов) намного больше, чем цены на другие отходы (например, пластиковые контейнеры стоят от 100 до 200 долларов; стальные - от 50 до 80 долларов; стеклянные - от 15 до 40 долларов и бумажные - от 1 до 20 долларов) На рис. 15.2 показана переработка алюминиевых баночек.

Рис. 15.2. Переработка алюминиевых баночек

Источник. Любезно предоставлено Aluminum Company of America.

Особый интерес у специалистов в сфере логистики вызывает возможность обработки утилизируемых продуктов существующим (вместо создания нового) каналом, который в этом случае просто будет обратным по направлению. Например, для пивных бутылок часто используют существующий канат, но в обратном направлении. Компании по производству безалкогольных напитков собирают ящики пустых бутылок при очередной поставке. Оптовые торговцы бакалейными товарами платят небольшие премиальные водителям за возврат пустых поддонов, загружая их вместо только что доставленных. Часто перерабатываемые материалы подлежат разделению. Стоимость перерабатываемых отходов колеблется, поэтому трудно выработать стратегию рентабельной утилизации. При переработке отходов должны учитываться требования охраны окружающей среды, например, у автомобилей снимается внутренняя обивка, содержащая асбест; негодные аккумуляторы становятся источником загрязнения кислотой и свинцом.