Сегодня термины “Канбан” и J1T часто используются взаимозаменяемо, хотя “Канбан” - это разновидность системы JIT.

Рассмотрим вкратце, как “Канбан” используется компанией Toyota, и сопоставим ее с традиционными методами, принятыми в США. Toyota расценивает запас товаров как потери10. В Соединенных Штатах Америки запас товаров традиционно рассматривался как гарантия. Самый верный путь к снижению запаса товаров, как считают японцы, - смотреть на поставщиков как на партнеров по производственному процессу. В Соединенных Штатах Америки на разных поставщиков часто смотрели, как на соперничающие стороны, поэтому покупатель постоянно натравливал одного поставщика на другого, чтобы приобретать товар по более низкой цене. В Соединенных Штатах Америки стремились работать с несколькими поставщиками, чтобы создать ценовую конкуренцию и обеспечить собственную безопасность в случае, если, например, одна фирма-поставщик закроется (скажем, в результате трудового спора или по жара). В такой ситуации другой поставшик сможет поставить необходимые товары. В Японии, наоборот, как правило, существует один поставщик для каждого входящего продукта. Поэтому в один и тот же период у компании Toyota было 250 поставщиков, а у General Motors - 4000". Компания Toyota использует следующий метод, типичный для системы “Канбан”. Поставщики включаются в процесс, когда фирма составляет свой 90-дневный производственный график. Каждый поставщик получает неофициальный заказ на входящие продукты, необходимые на этот период времени, но реальный заказ от фирмы Toyota поступает только на первые 30 дней. В производственном графике точно указывается, что будет нужно каждый день в следующие 30 дней. Затем, в начале каждого месяца, каждому поставщику представляются последующие 90-дневные планы, из которых официальные заказы делаются снова на первые 30 дней, а на следующие 60 дней - предварительная оценка фирмы Toyota того, какая продукция понадобится в течение данного периода. Заметьте, что такая система дает возможность поставщикам планировать свою работу и так составлять собственные производственные графики, чтобы они соответствовали графикам фирмы Toyota.