Хотя автомобиль занимает одно из значительных мест в нашей жизни, все же многие из нас воспринимают его как данность, не задумываясь о том, что происходит под капотом или где-нибудь еще. Ради справедливости стоит отметить, что автомобильные производители жили с этим отношением в течение долгого времени и стремились делать свои изделия по возможности надежными с техникой, понятной для незаинтересованного владельца-водителя. Все же техника есть техника, и многие водители автомобилей до некоторой степени ей интересуются.


Интерес и фактическое понимание — это две различные вещи. Примерно за последние 15 лет автомобильная техника изменилась кардинальным образом. В конце 80-х вы все еще могли купить новый автомобиль с бензиновым двигателем, на котором стоял карбюратор и выпускная система, конструкция которой насчитывала почти сотню лет. Теперь вы покупаете стандартный автомобиль с многоточечным впрыском топлива и системой каталитического нейтрализатора. В конце 80-х годов в Европе не слышали о подушке безопасности: сегодня трудно найти автомобиль, который не имел бы подушки безопасности для водителя, а некоторые модели насчитывают целых восемь отдельных подушек (для водителя и переднего пассажира, боковые и «занавески» для защиты головы). Наряду с этими общеизвестными разработками появились и другие. Антиблокировочная система тормозов теперь почти стандарт, противобуксовочные системы становятся более привычными, а комбинация из этих двух систем дала нам электронную систему поддержания устойчивости. Кондиционирование воздуха и даже автоматическая передача, которые считались как нечто само собой разумеющееся в США и (главным образом) в Японии, становятся общепринятыми в европейских автомобилях.


Для всех этих достижений имеются серьезные основания. Автомобили в результате стали намного более чистыми, безопасными, более удобными и легкими в управлении. И многое еще появится. Если вы думаете, что за последние 15 лет произошли драматические технические события, просто подождите следующие десять с половиной лет. В течение последующих нескольких лет мы начнем испытывать автомобили, которые будут предупреждать нас относительно аварии впереди и посоветуют нам, как найти объездной путь, которые будут поддерживать безопасное расстояние до едущего перед вами транспортного средства и автоматически остановятся перед выездом на автостраду. Инженеры нетерпеливо смотрят на усовершенствования, которые они могут получить при замене механических приводов двигателя и тормозов при переходе к управлению «по проводам». Мы, вероятно, будем свидетелями перехода от привычных нам 12-вольтовых электрических систем к более мощным и более эффективным 36-вольтовым. Сами двигатели и трансмиссии станут еще более экологически совершенными и экономичными, и мы увидим новое поколение первых электрических «гибридов» и в конечном счете автомобили на топливных элементах, способных сделать мир более чистым и сократить угрозу исчерпания запасов сырой нефти. Похоже на то, что способы изготовления автомобилей и материалы, из которых они сделаны, изменятся. И так далее, и тому подобное...


Но как сможет заинтересованный владелец автомобиля, любознательный водитель, ожидая эти события, понять их и не отстать от них? В течение некоторого времени мне казалось — и это подтвердили мои редакторы в Haynes, — что имеется, как говорится, промежуток на рынке. Имеются книги по технике автомобиля, которые рассчитаны на начальный уровень, где вас принимают за человека, который не знает ничего, и стараются избежать употребления слов, которые содержат больше двух слогов. Имеется множество других, которые написаны высококвалифицированными экспертами для экспертов, где вообще не делается никакой скидки к любому недостатку технической или математической квалификации со стороны читателя. Между этими крайностями представлено очень мало книг.


Цель этой книги состоит в том, чтобы заполнить этот промежуток. Она не тратит впустую время и место на объяснение основных принципов, кроме как в нескольких случаях, где стоит вернуться к ним, потому что некоторые люди, кажется, теряют их из виду. Я начал с того, что принял уровень знания читателя, который квалифицировал бы его как умеренного автомобильного энтузиаста. В то же время я избежал «глубокой» технологии. Здесь нет никаких математических формул. Я все еще верю принципам, что цели и выгоды от большинства технических особенностей можно объяснять интеллектуальному читателю с помощью тщательно выбранных слов. Одна вещь, с которой я был по возможности осторожен, состояла в попытке объяснить «все за и против». Большинство инженерных решений — результат подхода, с помощью которого взвешиваются все преимущества и недостатки.


Эта книга могла бы быть описана как процесс дистилляции, с помощью которого я получаю мое собственное понимание того, как развивается мир автомобильной техники. Я делаю это, пробираясь через массы печатных изданий и официальных сообщений изготовителя для печати. Приходится побывать во многих странах, чтобы посмотреть, получить информацию и оценить новые направления развития техники транспортного средства. Это на самом деле бесконечная задача. Мир современной техники стал практически необъятный, поэтому я вынужден себя ограничивать.


Например, я должен позволить себе уделить относительно маленькое внимание миру тяжелых коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов, несмотря на то, что они очаровательны. У меня просто не хватает времени. Эта книга писалась в интервалах между посещениями различных заводов, испытательных полигонов и исследовательских центров, и несколько раз я возвращался с новой информацией, которая заставляла меня переписывать заново различные разделы.


Конечно, это — бесконечная ситуация. Будут новые посещения, и больше будет прочитано, и в конечном счете будет иметься потребность в обновленном изданий этой книги. Но я пробовал ожидать. Достаточно часто тенденции ясны намного раньше, чем производители автомобилей показывают детальную разработку нового направления. Я, насколько смог, попробовал идентифицировать тенденции и предположил, как они могут стать реальностью. Все же я надеюсь на то, что результат является информативным и интересным.