Магазинов оригинальных запчастей в развитых странах нет. Большинство уполномоченных дилеров зарубежных компаний продают запчасти прямо со склада сервисных центров, иногда устраивая при нем небольшой торговый зал со всем необходимым для обслуживания покупателей оборудованием.

В наших условиях, при слабо развитом сервисе и практике самостоятельного ремонта, розничная продажа оригинальных запасных частей к отечественной технике через магазины будет актуальна еще много лет.

Магазины для продажи неоригинальных запасных частей организуются торговыми агентами изготовителей — они независимы от дилерской сети любого продуцента машин. Дело в том, что в торговле неоригинальными запасными частями мало надежды на стабильные заказы ремонтных фирм: не каждого ремонтника уговоришь применять неоригинальные детали без согласия клиента — своя репутация ему дороже экономии, которую он получит. Поэтому приходится активнее бороться за клиентов из числа конечных потребителей, и продавцы стараются, чтобы товары чаще попадали им на глаза, для чего и организуют магазины в людных местах.

Поскольку эти магазины не имеют обязательств по срокам и номенклатуре, они могут себе позволить заниматься продажей только тех запасных частей, которые пользуются постоянным спросом. В магазинах клиентов консультируют продавцы, которых обучают разбираться в большинстве ситуаций.

Торговля неоригинальными запасными частями, так же, как и торговля подержанными деталями, вполне перспективна — у таких деталей есть свой круг покупателей с невысокими доходами во всех странах.

На рынке сложилась практика специализации магазинов по запасным частям к определенным маркам машин и по запасным частям определенных товарных групп.

Магазины официальных дилеров автокомпаний и при независимых станциях техобслуживания специализируются на марках машин.

Независимые магазины по торговле оригинальными запчастями специализируются или на марках, или на товарных группах, или комбинируют обе специализации.

Магазины по торговле неоригинальными запчастями специализируются на товарных группах, афишируя марки машин, к которым запчасти относятся.

Сопутствующими товарами торгуют все магазины запасных частей, независимо от специализации. Существуют магазины, специализирующиеся только на сопутствующих товарах (шины, аккумуляторы, масла и т.д.).

Узкая специализация магазина способствует повышению уровня знаний продавцов и качества их консультирования. Квалифицированная консультация, быстрый и точный подбор запчастей, предоставление выбора - это признаки высокого качества обслуживания и факторы привлечения покупателей.

Узкая специализация предприятия сокращает число клиентов, но зато более направленно формирует круг постоянных потребителей -целевую группу, что для любого коммерческого предприятия крайне важно. Покупателя считают постоянным, если он обращается в торговую организацию неоднократно.

Специализация магазина розничной торговли по маркам машин предполагает торговлю запасными частями ко всем моделям определенной марки техники различных лет выпуска.

Для того чтобы расширить ассортимент, предоставить выбор, увеличить привлекательность торговой точки для разных покупателей, независимые магазины торгуют и оригинальными, и неоригинальными запчастями. Известно, что чем старше автомобиль, тем важнее для его владельца цены запасных частей и тем больше его привлекают неоригинальные запчасти.

За основу товарного ассортимента принимают оригинальные запчасти, как гарантирующие возможность поставки почти всей номенклатуры. Они являются эталоном качества и их цены служат планкой, выше которой не должны быть цены неоригинальных запасных частей.

На нашем рынке наиболее успешно торгуют оригинальными запасными частями фирмы, предлагающие широкую номенклатуру и короткие сроки поставки. Эти два фактора наиболее важны, так как не только грузовые, но и почти все легковые автомобили сейчас стали средством получения дохода, и длительные простои в ожидании запасных частей — это убытки. И ремонтники, и владельцы обращаются преимущественно туда, где “все есть”, чтобы не искать детали у разных продавцов.

Для расширения клиентуры магазины, специализированные по марке техники, расширяют сферу деятельности за счет обслуживания владельцев еще одной или нескольких марок машин. Принципы выбора марок заключаются обычно в выборе примерно одинаково котирующихся классов и марок техники (например, Mercedes и BMW, Opel и Ford), или марок одной страны происхождения (Корейских, Французских), или марок, производимых одним концерном (Volksawagen-Audi -S Е AT-Skoda).

Специализация магазинов запасных частей при станциях техобслуживания обычно зависит от специализации станций. Организация работы магазина запасных частей при станции техобслуживания не отличается от организации работы независимого магазина. Разница в том, что номенклатура запасных частей ориентирована на клиентов станции и на выбор клиентами запасных частей или сопутствующих товаров можно оказывать активное влияние рекомендациями слесарей и механиков.

Содержание магазина запасных частей при станции техобслуживания экономически эффективно, но далеко не все ремонтные предприятия торгуют запчастями.

Наличие магазина запасных частей при ремонтном предприятии полезно не только клиентам, но, прежде всего, самому предприятию. Обеспечивая номенклатуру запасных частей для торговли, предприятие обеспечивает достаточные запасы запасных частей для ремонта, закупленных по оптовым ценам и сокращает дорогостоящие срочные закупки деталей на рынке.

Особый вид специализации торговли запасными частями - работа исключительно под заказ. Для работы по такой схеме необходимым условием является наличие большой информационной базы по оригинальным и неоригинальным запчастям, для которой требуется компьютерное оборудование, а также квалифицированный персонал, способный работать с большим и разнообразным объемом данных. Для поиска запасных частей необходима постоянно обновляемая информационная база данных о наличии товара у различных поставщиков, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Необходима также возможность быстрой доставки товара.

Недостатком такой формы работы является нежелание многих клиентов ждать товар, который есть в других торговых точках в наличии.