Работоспособность машин обеспечивается двумя способами -поддержанием и восстановлением.

Техническим обслуживанием (ТО) называют комплекс операций (или операцию) по поддержанию работоспособности (или исправности) изделия при использовании его по назначению, хранении и транспортировании. Основной целью ТО является отдаление момента достижения машиной предельного состояния с помощью мероприятий, предупреждающих отказы и неисправности, т.е. поддерживающих параметры технического состояния машины (агрегата, механизма), близкими к номинальным (например, с помощью контрольно-регулировочных, крепежных работ или замены изношенных деталей), а также снижающих темп изнашивания деталей (например, с помощью смазочных и регулировочных работ).

Кроме того, ТО предназначено для поддержания надлежащего внешнего вида машин, их санитарного состояния, а также обеспечения безопасности движения, надежности и экономичности работы и защиты окружающей среды.

ТО включает в себя регламентированные в технической документации операции (уборочно-моечные, крепежные, контрольнорегулировочные и смазочно-заправочные), проводимые принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с машины агрегатов, узлов и деталей. В ТО может также входить замена некоторых деталей, например фильтроэлементов. Проведенное ТО должно обеспечивать безотказную работу машины в пределах его периодичности.

Различают следующие виды ТО:

оперативное, выполняемое непосредственно перед и после работы машины. Объем такого ТО зависит от характера и условий ее использования;

периодическое, выполняемое через строго установленные интервалы времени и отличающееся трудоемкостью и периодичностью;

сезонное, выполняемое обычно два раза в год, т.е. при подготовке машины к зимней и летней эксплуатации;

специальное, выполняемое в случае резких отклонений от условий нормальной эксплуатации машины (например, при превышении нагрузок или после аварии), а также разовое (например, обкатка или предпродажная подготовка);

выполняемое при хранении (транспортировании) и обеспечивающее снижение влияния атмосферных и других внешних факторов, как правило, на неработающую машину.

В настоящее время все большее распространение получает обслуживание машин по состоянию, при котором объем и периодичность операций определяются фактическим состоянием их агрегатов и систем.

Ремонтом называют комплекс операций по устранению неисправности или восстановлению работоспособности изделий (или их составных частей), а также их ресурсов. Восстановление работоспособности включает в себя идентификацию отказа (определение его места и характера), наладку или замену отказавшего элемента, регулирование и контроль технического состояния элементов объекта и заключительные операции по контролю работоспособности объекта в целом. Отдельные операции ремонта могут совпадать с операциями ТО.

Ремонт обычно классифицируют по наличию регламента (регламентированный и выполняемый по потребности), планируемо-сти (плановый, неплановый), а также назначению, характеру и объему выполняемых работ (текущий и капитальный).

Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособности машины восстановлением или заменой отдельных ее агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния.

Капитальный ремонт (КР) машин, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и ресурса, близкого к полному (не менее 80 %), посредством замены или восстановления любых составных частей, включая базовые.

Направляются машины и агрегаты на КР на основании результатов анализа их технического состояния и наработки (или пробега). При этом учитывают также затраты на текущий ремонт, например суммарную стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации. Как правило, производят не более одного КР машины (не считая КР агрегатов). На практике стараются исключить полнокомплектный КР машины, заменяя отдельные агрегаты и узлы, требующие ремонта.

Для некоторых машин и агрегатов в зависимости от условий эксплуатации может предусматриваться средний ремонт (СР).

Необходимость проведения того или иного ремонта, его периодичность и операции определяются конструктивными особенностями машин, характером выполняемых ими функций, условиями эксплуатации и другими факторами.

Техническое состояние машин, их агрегатов и узлов без разборки определяется с помощью диагностирования, которое является технологическим элементом ТО и ремонта и заключается в определении требуемых операций, прогнозировании технического состояния и оценке качества выполненных работ.