Воздействие гидроцилиндра на ленточный тормоз может быть осуществлено тремя способами:

• напрямую;

• с помощью системы рычагов;

• консольно.

В первом способе шток гидроцилиндра непосредственно воздействует на свободный конец тормозной ленты. В этом случае для того чтобы развить требуемый момент торможения, гидроцилиндр должен иметь сравнительно большой диаметр. Поэтому прямой способ воздействия на ленточный тормоз используется в тех случаях, когда конструкция АКПП позволяет размещать в ее картере гидроцилиндр большого диаметра.

Такой способ воздействия сервопривода на ленточный тормоз использовался в АКПП ранних конструкций.

Способ, в котором воздействие на ленточный тормоз осуществляется с помощью системы рычагов, используется в тех случаях, когда по конструктивным соображениям гидроцилиндр невозможно разместить таким образом, чтобы он напрямую мог воздействовать на тормозную ленту.

Способ воздействия на ленточный тормоз с помощью системы рычагов позволяет путем соответствующего подбора плеч рычагов увеличивать силу, развиваемую сервоприводом. Чем больше плечо рычага, на который воздействует шток гидроцилиндра, тем больше усилие затяжки ленточного тормоза. В этом случае появляется возможность уменьшения диаметра гидроцилиндра, а для обеспечения требуемого усилия затяжки тормоза необходимо подобрать соответствующие плечи системы рычагов.

В случае консольного воздействия сервопривода на ленточный тормоз используется рычаг, который одновременно действует на оба конца тормозной ленты.

В отличие от двух предыдущих вариантов здесь оба конца тормозной ленты свободны, т.е. ни один из концов не прикреплен жестко к картеру АКПП. При включении тормоза шток гидроцилиндра поворачивает рычаг, который другим своим плечом через тягу воздействует на один из двух концов тормозной ленты. Одновременно с этим консоль перемещает другой конец тормозной ленты в сторону оси качания рычага. В результате оба конца тормозной ленты сближаются, и она начинает взаимодействовать с тормозным барабаном. Поскольку ни один из концов тормозной ленты жестко не прикреплен к картеру АКПП, то тормозная лента в этом случае имеет возможность самоустанавливаться относительно тормозного барабана. В результате этого лента более равномерно обхватывает тормозной барабан, что приводит к меньшему износу фрикционных накладок и созданию большего тормозного момента.