8.3. КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Затраченное на реализацию заказа время зависит от состояния каналов распределения - связующих звеньев между производителями и потребителями продукции. Обычно к функциям распределения относят: концентрацию или рассредоточение товаров; сортировку и накопление; сохранность и защиту товаров, находящихся на хранении; ведение переговоров и сделок между продавцами и покупателями; передачу права собственности на товар от продавца к покупателю.

Структура каналов распределения (число посредников), их масштаб (число торговых точек) и стабильность зависят от количества этапов получения продукции покупателем. Поэтому для экономии необходимо строго определять оптимальное количество этапов. Выделяют несколько каналов распределения продукции.

Независимые оптовые посредники. Они приобретают товары на свои средства, а следовательно, принимают на себя риск, обусловленный изменениями конъюнктуры рынка, порчи, морального старения товаров и т.д. Они хранят товары и благодаря этому сокращают запасы поставщиков и потребителей, осуществляют транспортировку, рекламу, оказывают консультативно-информационные услуги.

Сбытовые организации промышленных предприятий.

Чаще всего они представлены оптовыми базами. Выполняют такие же функции, как и независимые посредники, но самостоятельно сбывают свою продукцию.

Агенты, товарные брокеры и другие посредники. Они не приобретают права собственности на товар, поэтому не несут потерь в связи с их обесцениванием, порчей и т.п. Выступают посредниками между покупателем и продавцом, получают комиссионные в форме процентов от объема продаж. Брокеры не вступают в длительные договорные отношения с покупателями и продавцами, они обслуживают акт купли-продажи на временной основе, играя роль посредника, главная задача которого заключается в осуществлении контакта между продавцом и покупателем.