Основными причинами, вызвавшими применение стратегического планирования в логистике в 90-е годы XX в., были: глобализация бизнеса, использование мировых источников сырья и рабочей силы, слияние и объединение компаний в синдикаты, ассоциации и альянсы, усиление конкуренции.

Рис. 11.1. Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного планирования

К этому времени для стратегического планирования уже было создано много различных экономико-математических методов, но формальные методы планирования показали свою ограниченность в новых условиях мировой экономики. Это произошло по крайней мере по двум причинам:

1) усиления неопределенности деловой среды - возросло количество изменений в хозяйственной жизни, что уменьшило их предсказуемость;

2) повышения значимости человеческого фактора - обезличенные методы стратегического планирования вступили в про-л'иворечие с новыми теориями управления.

Смысловое содержание понятия «стратегическое планирование» с течением времени менялось. До 60-х годов основным в стратегическом планировании был анализ внутренних возможностей логистической системы. Анализировалась структура стоимости услуг (продукции) и формировались стратегии по ее снижению.

В середине 60-х годов стратегия обслуживания потребителей стала постепенно заменять стоимостную стратегию. Лучший сервис обычно увеличивает стоимость, но еще больше повышает прибыль через реакцию потребителя на логистический сервис. Улучшение обслуживания через быструю и надежную поставку продукции стало приносить больше дохода.

В начале 70-х годов большая часть стратегий была связана с применением компьютерных технологий в логистических операциях. Логистические стратегии стали увязываться вместе с другими видами стратегий в единую интегрированную систему стратегического планирования, стали создаваться базы данных и международные коммуникационные системы передачи информации.