В конце 80-х годов большее внимание уделялось росту внешних корпоративных возможностей, при этом исследовалась структура рынка, на котором действовала логистическая система и вырабатывались стратегии по вхождению и сохранению позиций на данном рынке

Сейчас главным в стратегическом планировании логистических систем является создание для нее новых бизнес-возможностей, чтобы можно было «выжить» в конкурентной борьбе. Из-за глобализации бизнеса логистические системы стремятся найти партнеров для создания союзов и альянсов. Поток продукции управляется цепью отдельных, но хорошо скоординированных фирм, специализирующихся на определенной части потока продукции. При формировании стратегий учитываются мировые рынки сырья и сбыта и такие факторы, как международные транспортные системы, информационные системы, международный маркетинг.

Заметим, что иногда стратегическое планирование противопоставляется долгосрочному планированию вследствие отождествления последнего с экстраполяционным подходом к определению перспектив развития. Стратегическое планирование отличается от долгосрочного тем, что в нем реализован активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на этой основе стратегий развития экономической системы и формирование специального механизма их реализации (рис. 11.2).

Стратегическое планирование - это адаптивный процесс, когда регулярно осуществляется корректировка сформированных планов, пересмотр системы мероприятий по их выполнению и оценка происходящих изменений. Наиболее характерными особенностями стратегического планирования являются: низкий уровень дифференциации (общий план), слабая детализация, разработка решений на основе приблизительной информации прогнозного характера, слабая структурированность проблем; замена экстраполяции развернутым стра тегическим анализом, связывающим между собой перспективы и цели для выражения стратегии. Значимым для стратегического планирования является изменение поведения конкурентов, рост требований потребителей к определенным видам продукции и услуг, введение новых стандартов и др.