Достижение целей функционирования и развития СТОР не должно противоречить или создавать проблемы для осуществления общих целей социально-экономической системы региона. Более того, необходимо учитывать и двоякую роль системы транспортного обслуживания региона в развитии всей социально-экономической системы региона. С одной стороны, она удовлетворяет внутрирегиональные и межрегиональные потребности населения и производственные потребности других экономических систем, отраслей и отдельных потребителей; с другой стороны, для обеспечения функционирования транспортной системы необходима транспортная инфраструктура и материально-техническая база, создаваемые отраслями экономики.

Может быть рекомендована следующая схема стратегического планирования транспортной системы региона (рис. 11.5).

Рис. 11.5. Схема стратегического планирования системы транспортного обслуживания региона

Первым этапом стратегического планирования транспортной системы региона является определение целей (целевых ориентиров)

ее функционирования и развития. Основными целями могут быть: обслуживание различных субъектов экономики (оказание транспортных услуг предприятиям и организациям нетранспортных отраслей); оказание транспортных услуг населению (перевозка грузов и пассажиров); развитие экономических связей с другими регионами страны и зарубежьем (межрегиональные и международные перевозки).

Определение целей целесообразно проводить на базе системного анализа. Его исходным этапом является целеполагание. Число уровней (количество ветвей «дерева целей») и качественные характеристики определяются экспертными методами (метод Дельфи, метод «мозговой атаки», анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в «дереве целей» можно выявлять методом анализа иерархий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена - Акоффа.