После определения целей необходимо провести стратегический анализ среды транспортной системы региона. Диагностика внутренней среды должна раскрыть сильные и слабые стороны (SWOT-ana-лиз) системы. Моделирование транспортной системы региона обычно базируется на корреляционно-регрессионном многофакторном анализе, который позволяет не только отобрать основные факторы, влияющие на состояние системы и сформировать модель, но и количественно оценить влияние факторов на моделируемые показатели, создать «портрет» системы в перспективе.

В ходе анализа внешней среды одновременно формируется прогноз угроз и возможностей с ее стороны (5^0Г-анализ, изменения в институциональной сфере, объемы промышленного производства, уровень цен и тарифов и т.д.). После этого разрабатываются варианты стратегий развития системы транспортного обслуживания региона. На этих этапах возможна корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития.

На этапе реализации выбранной стратегии создается механизм развития транспортной системы региона. Прежде всего это организационная структура, субъекты реализации стратегии, механизм мотивации; источники (финансовые, материальные, информационные). И на этом этапе стратегия может корректироваться.

На заключительном этапе - при стратегическом контроле - стратегия сравнивается с целевыми ориентирами транспортной системы. В случае достижения устанавливаются «новые» цели.

Заметим, что стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых трудно исправить и тем более отменить. И всетаки планирование увеличивает шансы экономических систем на успех уже хотя бы потому, что побуждает органы управления ими постоянно анализировать среду и реагировать на изменения.