В качестве интегрального показателя, отражающего состояние системы транспортного обслуживания региона, можно принять показатель состояния системы транспортного обслуживания региона (ССТОР). При его построении должны учитываться два момента: первый - теоретического характера - заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеряемых) признаков, второй - методического плана - нахождение методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения) в единый интегральный показатель.

За показатели «дерева» примем: число дорожно-транспортных происшествий (ЧДТП); объем пассажирских перевозок (ОПП); объем грузовых перевозок (ОГП). Значения коэффициентов при показателях определим на основе метода анализа иерархии, рассчитав показатели относительной важности. При этом будем учитывать следующее обстоятельство: если увеличение значения показателя х,-желательно, то коэффициент-параметр при показателе записываем со знаком «плюс», если нежелательно - со знаком «минус».

Исследование на статистических данных о ССТОР Курской области выявило, что интегральный показатель выглядит так:

ССТОР - 0,292 х ОПП + 0,605 х ОГП -

-0,103 хЧДТП. (11.6)

При сохранении прошлых тенденций в развитии показателей, составляющих интегральный показатель ССТОР, можно получить его генетический прогноз (рис. 11.11).

Рис. 11.11. Прогноз состояния системы транспортного обслуживания региона:

Результаты прогноза показывают, что к 2005 г. в системе транспортного обслуживания региона намечается спад, который может негативно отразиться на состоянии всей экономики региона, в частности, сказаться на снижении уровня валового регионального продукта. Поэтому возникает вопрос о корректировке развития СТОР для избежания неблагоприятных последствий. Корректирующие воздействия должны не только приводить к улучшению состояния СТОР, но и способствовать развитию всей региональной системы. Поэтому необходимо иметь модель, отражающую влияние развития СТОР на экономику. В качестве последней может быть предложена взаимосвязь интегрального показателя ССТОРиВРП.