Применение принципов логистики в российской экономике началось сравнительно недавно. Примерно до начала 70-х годов XX в. производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. В 70-х и начале 80-х годов прогрессивные руководители предприятий стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 60-70% составляют расходы на логистику (рис. 1.2), т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Главные причины, обусловливающие резкое возрастание интереса к логистике, заключаются в следующем:

Рис. 1.2. Структура стоимости готовой продукции на пути от источников ресурсов до конечного потребителя

• обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости готовой продукции и улучшения качества поставок;

• мировой энергетический кризис;

• научно-технический прогресс, и в первую очередь компьютеризация управления, позволившая создавать модели логистических систем и процессов;

• превращение рынка продавца в рынок покупателя.