TOYODA Keichiro

1894 - 1952 Япония

Японский предприниматель. Основатель "Тойота Мотор Корпорейшн" (Toyota Motor Corporation). Родился в семье крупного промышленника, владевшего компанией "Тойода Отомэтик Лум Уоркс" (Toyoda Automatic Loom Works) по производству ткацких станков. В 1931 г., выполняя волю умершего отца, решил заняться автомобилестроением. Годом позже на базе своих станкостроительных заводов организовал исследовательскую лабораторию, а затем и автомобильное производство. В 1935 г. появилась опытная модель “АГ. Но рынок легковых машин в Японии в то время еще только формировался, что сдерживало развитие автомобильной промышленности. Потребность в автомобилях появилась только через пару лет, когда Япония начала подготовку к войне. В августе 1937 г. Тойода создал "Тойота Мотор Компани Лимитед" (Toyota Motor Company Ltd.). Первенцем новой марки стала модель "АА", прототипом для которой послужил американский "Крайслер-Эйрфлоу" (Chrysler Airflow) 1934 г. Поскольку машина имела определенный успех, в 1938 г. Тойода построил новый автомобильный завод в местечке Коро-ма. В годы второй мировой войны наряду с военной техникой на заводах "Тойота" продолжался выпуск автомобилей. После капитуляции Японии их производство на предприятиях Тойо-ды было свернуто. Лишь в 1947 г. предприниматель получил у оккупационных властей разрешение на работы по ремонту и восстановлению американских военных автомобилей. Этим компания и занималась до 1949 г., когда был отменен запрет на выпуск легковых машин для индивидуального пользования. Предприятие Тойоды попало в список фирм, которые подлежали восстановлению за счет кредитов специально созданного банка реконструкции. Благодаря этому в 1947 г. на рынке появилась новая модель "Тойопет СА" (Toyopet SA). Но в то трудное для Японии время модель не могла принести прибыль, возвращать кредиты было нечем, и к концу 1948 г. компания Тойоды находилась на грани банкротства. Чтобы не закрывать фирму, Тойоде пришлось до минимума сократить количество рабочих мест на своих заводах, что привело к обострению отношений с профсоюзами. Трения были настолько серьезными, что 5 июня 1950 г. он был вынужден подать в отставку. После этого конфликт удалось погасить, и фирма сумела выстоять. Имя Киичиро Тойоды увековечено в "Зале автомобильной славы" (Automotive Hall of Fame) в Детройте.