В другой концепции вариатора используется поворачивающийся ролик, бегущий между двумя чашами, одна из которых приводится от двигателя, а вторая приводит в действие ведущие колеса. Две повернутые друг к другу чаши, образуют что-то похожее на бублик или тороид, поэтому такое название часто применяют к подобным трансмиссиям. В зависимости от угла поворота ролика ведомая чаша может врашиться с той же скоростью, что и ведущая — если ролик горизонтален — или с большей или меньшей, когда ролик поворачивается. Опять же требуется отдельное сцепление для обеспечения старта и передача заднего хода.


Хотя такие трансмиссии предлагались в 30-е годы как системы Реrbury-Hayes, они страдали недостаточной величиной передаваемого момента и низкой долговечностью из-за отсутствия соответствующих материалов и технологий. Ключевая проблема заключается в том, что передача крутящего момента целиком зависит от трения в контакте ролика с чашами, и чем выше передаваемый момент, тем больше должна быть сила трения, причем при очень маленькой пло-щади контакта. Поэтому давление должно быть выше, и возможность разрушения чаши и ролика становится больше.


Это случается, несмотря на то, что в действительности детали контактируют не металл по металлу, а (как коренные подшипники двигателя) через тончайшую пленку жидкого масла. Неприятность заключается в том, что смазка должна защищать две поверхности и, кроме того, передавать крутящий момент. Чтобы решить обе этих проблемы, масло не может быть слишком «липким».


В течение многих лет пионером в исследовании тороид-ных вариаторов была британская компания Torotrak, которая имела целый ряд достижений в конструкции деталей и управлении и продемонстрировала ряд успешных прототипов. Работы Torotrak продолжались, но тем временем к этой концепции проявил интерес Nissan и сейчас использует ее в мелкосерийном производстве.


Nissan назвал свою конструкцию Extroid CVT и сконструировала ее как продольный агрегат для установки на заднеприводные автомобили. В 1997 году компания показала демонстрационную модель, в которой входной крутящии момент разделялся между двумя тороидными вариаторами, работающими параллельно, таким образом были уменьшены размеры всего узла. За это время Nissan направил усилия на использование специальных сталей и провел интенсивные исследования свойств высококачественных трансмиссионных масел. Эти два фактора дали возможность сделать этот тип трансмиссии надежным и эффективным. К 1999 году Nissan начал выпускать ограниченными сериями седаны высокого класса Cedric и Gloria только для японского рынка. Обе эти модели автомобилей приводятся в действие 3-литровыми двигателями V-6, что указывает на высокий уровень крутящего момента, который способна передавать такая трансмиссия.